Каютный катер руслан своими руками чертежи. Каютный катер «руслан. Г. малиновский, мастер спорта ссср

Несмотря на то, что акватория яхт-клуба была занята полностью, с точки зрения павильонной экспозиции складывалось впечатление, что количество участников в этом году уменьшилось. Однако, как прокомментировал ситуацию генеральный директор IFA Сергей Левит: «Такое впечатление могло сложиться по причине того, что многие компании не сочли в этом году целесообразным тянуть большие лодки в павильон. Это очень дорого и, безусловно, отразится на цене».

Впрочем, некоторые компании все-таки решили выставить свои лодки в павильоне. Среди них: Faserind Boats, Аэрогрупп, Силайн Сэйлс Раша, Альфа Яхтс, Рестмар, Бавария Яхтс, Адмирал Маркет Марин, ООО «Ярославский катер», Сигал Марин, Трейд Марин, Royale Marine.

Спецпредложения для покупателей предоставила и компания . Как рассказал сайт представитель компании в Москве Андрей Фадеев: «Верфь Nimbus Boats закончила прием заказов на следующий год 15 дней назад. Однако, сделала исключение на период проведения данной выставки. Здесь яхту еще можно заказать».

Специальные осенние скидки на моторные катера Beneteau предоставила компания – официальный дилер моторных катеров Beneteau в России. На третьей Московской Международной выставке «Салон Яхт и Катеров» компания Boatmarket помимо каталогов с уже хорошо известными моделями представила каталоги с обновленным модельным рядом линейки Antares: Antares 6 и Antares 7 – комфортабельные моторные катера, совмещающие в себе достоинства круизного катера и спортивно-прогулочной лодки.

Что касается экспозиции на воде, в акватории яхт-клуба SHORE HOUSE разместились суда компаний: Premium Boats Service, Grand Marine, ООО Саратовский судостроительный завод, RSV – Yachts, Universal Marine, Bavaria Yachts, Ship Art Projects, Petroset, Ultrasail, Autopik-M, Sport-Aqua, Unisail-T, KSMZ, Timmerman Yachts, Poseidon-M, OAO ДМЗ Камов, Trade Marine, Flagship, Aquaecopark, World Yachting Group, Aquadrive и Aoyama Motors.

Компания представляла на выставке и Kral 700 Classic. По мнению представителя компании World Yachting Group Константина Юдина: «Fiart Mare 42 просто идеальна для отдыха на воде. К тому же, звук мотора настолько мягок, что можно придаваться философским размышлениям, пока идешь крейсерским ходом».

Интересное предложение сделала и компания , представившая траулер американской фирмы Mainship – 40 Trawler. По словам Александра Ильина, капитана судна: «40 Trawler – это полноценный дом на воде. Здесь есть все, что нужно для комфортного проживания, даже летняя кухня на свежем воздухе. Это судно идеально подходит для дальних путешествий по реке, морю или океану».

Отдельно хотелось бы сказать о предложениях, сделанных отечественными предприятиями. Большое внимание покупателей привлекла моторная яхта «Турист», спроектированная и построенная специалистами . Эта яхта идеальна для отдыха большой компанией. Просторные вместительные каюты, позволяющие гостям чувствовать себя уютно и комфортно на протяжении всего путешествия, оборудованный всем необходимым камбуз, оснащенный подъемным механизмом кринолин, солярий на солнечной палубе для любителей позагорать. Большая главная палуба разделена рубкой управления на большую кормовую и малую носовую части, что позволяет с удобством разместить компанию отдыхающих пассажиров, не отвлекая капитана от управления судном. В кормовой части главной палубы для удобства отдыхающих находится полноценный палубный камбуз, санузел, спуск на кринолин и к машинному отделению, а также подъем на солнечную палубу. При всех своих достоинствах стоит моторная яхта «Турист» на несколько порядков ниже своих зарубежных аналогов.

Несомненный интерес вызвал теплоход RIVERLIFE, построенный OAO ДМЗ Камов. Houseboat RIVERLIFE совмещает в себе комфортный загородный дом, пляж и яхту. Не покидая уютных стен теплохода отдыхающие могут совершить речное путешествие, устроить пикник на второй палубе, порыбачить в любом приглянувшемся месте. RIVERLIFE привлекателен еще и тем, что его осадка составляет всего 50 см, благодаря чему отдыхающие имеют возможность причалить к любому берегу. Еще один несомненный плюс – при сварке корпусов используются авиационные технологии, что делает сборку более точной и аккуратной. Что касается цены RIVERLIFE, она более чем умеренная.

«Королевой выставки» была мегаяхта «Новая звезда», представленная компанией . По словам президента Международной Ассоциации дилеров Яхт и Катеров Андрея Андриянова: « Это судно высочайшего класса. Надеюсь, что благодаря Timmerman Yachts и другим нашим производителями постепенно мы займем достаточно серьезную нишу на выставках за рубежом».

Что же касается прошедшей , главными ее задачами, как заявил генеральный директор IFA Сергей Левит, являлись «консолидация рынка яхт и катеров в России и стимуляция торговли».

Длительность Цена Программа
2 часа
20000 рублей
Разводка мостов
3 часа
8000 руб/час
Прогулка по городу
4 часа
7500 руб/час
Прогулка по городу с выходом в Финский залив (по малому кругу)
5 часа
7500 руб/час
Прогулка по городу с выходом в Финский залив (по большому кругу, купание)
6-8 часов
7000 руб/час
Прогулка по городу (весь город) с выходом в Финский залив (по большому кругу, купание)
9-10 часов
45000 рублей
Поездка на форты. Посещение 1-2 фортов
10-12 часов
55000 рублей
Поездка на форты. Посещение 1-2 фортов. Развод мостов.

Отсчёт времени поездки начинается с момента подачи катера и до момента высадки последнего пассажира.
В стоимость аренды входит:
Использование помещений катера в полном объёме
Пользование аудио-видеосистемой катера
Использование кухонного оборудования (микроволновая печь, чайник, плита, холодильник) и столовых принадлежностей.

Описание катера

Основное предназначение данного судна – это комфортный отдых на водных просторах Санкт-Петербурга и Финского залива . Для своих размеров, катер имеет исключительный внутренний объём, включающий в себя 3 комфортабельных каюты для длительных путешествий, просторный салон с барной стойкой, комфортным диваном и столом, кухню, туалет, каюту на 12 человек с панорамными окнами . Помимо этого, катер располагает большой открытой палубой и кормовой площадкой, на которых с максимальным удобством, под открытым небом, могут расположиться наши гости. Катер имеет непревзойдённую манёвренность и малую осадку, позволяющую подходить вплотную к песчаному пляжу. Мореходные качества данного катера позволяют выходить в Финский залив и Ладожское озеро.

Для комфортабельного отдыха, на катере имеется мангал для приготовления блюд на углях, функциональная кухня с индукционной плитой, холодильником, мойкой. Просторный санузел с душевой кабинкой и умывальником. На борту имеется напряжение 220 В, аудиосистема, телевизор. Катер располагает просторной кормовой площадкой с лестницей, с которой удобно нырять в воду. Если Вам или Вашим детям захочется отдохнуть или просто полежать в тишине, любуясь на воду через иллюминаторы, имеются 3 отдельных каюты.

Однажды нам на мотолодке «Косатка», оснащенной 30-сильным «Вихрем», пришлось взять на буксир яхту - «однотонник» водоизмещением 6 т. К общему удивлению, несмотря на то, что на моторе был установлен скоростной гребной винт и «Вихрь» явно не отдавал своей полней мощности, скорость буксировки составила около 6 уз, т. е. почти не отличалась от нормальной скорости, которую развивает парусник при среднем ветре. Тогда-то и появилась мысль пополнить ряд проектов, рекомендуемых редакцией для самостоятельной постройки, чертежами достаточно комфортабельного и сравнительно крупного туристского судна, рассчитанного на плавание в переходном к глиссированию режиме с подвесным мотором мощностью 25-30 л. с. Результаты выполненной проработки и представляются на суд судостроителей-любителей в качестве очередного проекта катера для самостоятельной постройки.

Основные данные катера «Морж»
Длина наибольшая, м 6,60
Длина по КВЛ, м 5,90
Ширина наибольшая, м 2,24
Высота борта на миделе, мм 1,29
Осадка по КВЛ, м 0,30
Водоизмещение по КВЛ, кг 1280
Вес порожнем (без двигателя, запасов горючего и снабжения), кг 800
Мощность подвесного мотора, л. с. 20-60
Скорость хода с мотором «Вихрь-М» (25 л. с.), км/ч 15-17
Скорость хода с двумя моторами «Вихрь-М» (50 л. с.), км/ч 30
Максимальная пассажировместимость, чел. 6

При разработке проекта в его основу было положено главное требование: обеспечить удобства пребывания на борту экипажа из четырех человек при длительном плавании по внутренним водным путям. На катере «Морж» экипаж располагается в двух каютах, отделенных одна от другой переборкой.

Общее расположение катера «Морж»

1 - съемная крышка подмоторной ниши; 2 - откидная часть переборки ниши; 3 - бортовые карманы; 4 - тент; 5 - топовый огонь; 6 - стекло; 7 - сдвижной люк; 8 - кожух люка, стеклопластик; 9 - вентиляционный люк; 10 - полочка для мелких предметов; 11 - двойной крестовый кнехт; 12 - носовой релинг; 13 - скуловой брызгоотбойник; 14 - рундук или цистерна пресной воды; 15 - диван, под ним рундук; 16 - съемный стол; 17 - складное сиденье для водителя; 18 - швартовная утка; 19 - съемная банка; 20 - швартовный крестовый кнехт; 21 - штурвал диаметром 300 мм; 22 - камбузный стол; 23 - газовая плитка; 24 - раковина; 25 - платяной шкаф; 26 - койка, внизу рундук; 27 - дверца в шкаф в форпике; 28 - рундук.

Носовая каюта является спальной и может быть использована для отдыха постоянно, в том числе и в дневное время на ходу. Здесь в рундуках под V-образной койкой можно разместить часть походных запасов провизии и снаряжения. Личные вещи хранятся в шкафчике за переборкой форпика и на полочках, закрепленных на бортах под палубой. В носовой каюте можно будет даже встать во весь рост, слегка нагнув голову; небольшой площади попа достаточно, например, для того, чтобы переодеться. Люк в крыше рубки обеспечивает хорошую вентиляцию этого небольшого по объему помещения, а также может служить аварийным выходом.

Вторая каюта служит одновременно кают-компанией и камбузом. На ночь стоп снимается; при помощи дополнительных опорных реек и мягких диванных спинок, которые на них укладываются, продольные диваны превращаются в одну двуспальную койку.

Несложно сделать откидное сиденье, которое увеличит длину носового дивана на время обеда; если же поставить в проходе пару складных парусиновых стульчиков, можно будет разместить за столом минимум шесть человек.

Оборудование правого борта каюты можно сделать по собственному вкусу. На чертеже показан, на наш взгляд, оптимальный вариант с большим разделочным столом, двухконфорочной газовой плитой и раковиной для мытья посуды. Объем камбузного стопа получается достаточно большим для хранения в нем сухой провизии и основной части камбузной утвари. Под раковиной можно поставить ведро для мусора; сток из мойки стоит сделать прямо за борт.

При желании вместо платяного шкафа можно оборудовать туалет, однако приобретение или изготовление унитаза с принудительной прокачкой на сегодня остается сложной проблемой.

Пространство под сиденьями используется для хранения постельных принадлежностей и части одежды.

Высота в этой каюте от пайола до кромки бимсов - 1,75 м, вентилироваться она может через сдвижные стекла в комингсах рубки.

К достоинствам «Моржа» можно отнести «полноразмерный» кокпит площадью 2,7 м². В хорошую погоду, как показывает опыт, он и будет основным местом пребывания экипажа на ходу. Кроме сиденья водителя здесь имеется кормовая съемная банка, могут быть также использованы те же парусиновые стульчики-разножки. Жесткая дуга над кокпитом не только является деталью экстерьера судна, но и служит постоянной основой для крепления тента. Тент лучше выполнить из двух частей: носовой, закрывающей пост водителя и вход в каюту, и кормовой, которая будет нужна только в то время, когда кто-нибудь находится в кокпите. К слову сказать, размеры кокпита таковы, что при необходимости здесь можно оборудовать еще пару спальных мест, уложив надувные матрацы.

Пространство по сторонам от подмоторной ниши может быть использовано для размещения шкиперского имущества, запасных баллонов с газом, спасательных нагрудников. Удобны предусмотренные по бортам кокпита ниши, куда можно положить рыболовные принадлежности, тросы, фонарь и т. п. Для уменьшения шума от работающего мотора подмоторная ниша закрывается съемной крышкой. Переборку на шп. 7 необходимо снабдить надежно закрывающейся откидной верхней частью, которая делает удобным обслуживание и ремонт двигателя на плаву и в то же время позволяет сохранить полную высоту борта в корме.

В проекте катера основное внимание уделено обеспечению комфорта и таких мореходных качеств, которые могут быть реально гарантированы с одним 30-сильным подвесным мотором. Предполагается, что владелец такого судна не будет, например, выходить в большое водохранилище при высоте волны более 0,6 м и скорости ветра свыше 7 м/с. Дело не в том, что катер недостаточно остойчив или обладает плохой всхожестью на волну. Причин для такого ограничения по мореходности две. Первая - это вероятность заливания двигателя волной: ведь карбюратор располагается всего в 550 мм над поверхностью спокойной воды, а моторов с «длинной ногой» и герметичным поддоном, которые ставятся на подобных катерах за рубежом, наша промышленность пока не выпускает. Второе - это лишь незначительный запас упора, развиваемого высокооборотным гребным винтом малого диаметра. Поэтому в непогоду судну с высоким надводным бортом и развитой надстройкой будет трудно выгребать против сильного ветра и высокой волны или удерживаться на курсе при боковом ветре.

Обводы корпуса рассчитаны на нормальную скорость катера под одним мотором 18-20 км/ч. Это соответствует числу Фруда, равному 0,7. Для таких относительных скоростей характерно появление значительных гидродинамических сил поддержания в корме, хотя полного отрыва потока от транца еще не происходит. Поэтому для уменьшения завихрений за транцем предусмотрен плавный подъем днища в корме к КВЛ, так что транец катера только частично погружен в воду. У транца предусмотрен горизонтальный участок днища, что будет способствовать снижению ходового дифферента при движении на максимальных скоростях, которые можно развить при самой малой нагрузке (на порожнем катере) или при установке второго мотора.

Таблица плазовых ординат

Линия/№ шпангоута 1 2 3 4 5 6 7 Тр.
Высоты от ОЛ, мм
Борт - ЛБ 1408 1368 1330 1290 1250 1217 1182 1160(1165)
Скула - ЛСк 554 413 312 258 230 222 222 222(226)
Киль 212 0 0 20 65 127 176 180
Полушироты от ДП, мм
Борт - ЛБ 620 986 1110 1120 1115 1086 1019 945
Скула - ЛСк 230 688 912 980 975 946 896 850
Примечание: размеры в скобках даны для построения обводов транца.

В соответствии с принятой концепцией ограничения мореходности и обеспечения максимума комфорта, линия скулы в носовой части имеет сравнительно небольшой, умеренный подъем. Это позволяет получить больший объем носовой каюты и упрощает постройку корпуса катера.

Важную роль играет плавник на кормовой половине днища: он повышает боковое сопротивление дрейфу, способствует устойчивости катера на курсе в свежий ветер.

Полное водоизмещение катера при выходе в плавание с четырьмя человеками, полным походным снаряжением на борту и с запасом горючего на 150 км пути (около 90 л) составит около 1400 кг. При такой нагрузке для полной отдачи мощности двигателя оптимален гребной винт с шагом 230-240 мм при диаметре 240 мм (для «Вихря-М» и «-30»). Штатный винт в данном случае абсолютно непригоден, так как плавание с ним будет проходить с уменьшенной скоростью и чрезмерным расходом горючего.

При установке второго мотора (общая мощность 50-60 л. с.) можно ожидать повышения скорости до 30 км/ч при расходе горючего около 0,9 л/км. При этом уже могут быть использованы как штатные винты, так и винты с шагом 280 мм. Но, повторяем: обводы выбраны оптимальными для меньшей скорости, поэтому при двухмоторной установке потребуется принять ряд мер к снижению ходового дифферента катера. Чтобы компенсировать влияние смещения центра тяжести в корму, придется передвинуть в нос часть тяжелых грузов, например, разместить под настилом носовых коек цистерну пресной воды емкостью 60-70 л. Потребуется установка транцевых плит (см. справочник «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах». Л., «Судостроение», 1977 г.) или наделка клиньев на днище у транца.

Тем, кто с самого начала рассчитывает использовать лодку преимущественно с парой 25-30-сильных моторов, стоит заранее немного изменить обводы кормовой части корпуса: увеличить осадку транца и соответственно уменьшить подъем днища в корме, может быть, немного увеличить килеватость днища.

Хотя при плавании в переходном режиме вес судна оказывает меньшее влияние на скорость, чем при чистом глиссировании, все же необходимо сделать корпус достаточно легким: имеющаяся мощность - 30 л. с. - не так уж велика! Если днище не будет оклеиваться стеклопластиком, его следует обшить 8-миллиметровой фанерой; годится фанера марки ФСФ хорошего качества. При оклейке же корпуса (два слоя на днище, один на бортах) достаточно 6-миллиметровой фанеры и на днище и на бортах.

Корпус катера «Морж» предлагается строить с продольно-поперечной системой набора при относительно небольшом количестве шпангоутов, которые при поперечной системе отнимают много полезного объема внутри судна, существенно увеличивают вес корпуса и трудоемкость постройки. В данном случае основой поперечного набора, задающего форму корпуса, служат транец, три переборки и всего четыре шпангоута, собираемых из сосновых реек сечением 22X60.


увеличить, 2000х2929, 781 КБ

Конструктивные чертежи корпуса катера «Морж» . Продольный разрез и планы


увеличить, 2497х1948, 600 КБ

Переборки между каютами и кокпитом предлагается сделать с двойной фанерной зашивкой: при такой конструкции достигается и хорошая звуковая изоляция, и нужная прочность, и неплохой внешний вид переборок (особенно если применить декоративную фанеру). Той же фанерой надо будет зашить шпации в каютах, используя в качестве обрешетника для крепления листов привальный брус и бортовые стрингера.

К достоинствам конструкции с большим числом продольных связей можно отнести то, что тонкая обшивка оказывается разделенной на прямоугольные участки - панели сравнительно небольших размеров (на , например, панели обшивки днища имеют размер не более 925X300 мм). Следовательно, в случае касания днищем какого-либо препятствия, скажем, бревна-топляка или камня, силу удара почти всегда воспримет жесткий стрингер или шпангоут, дело закончится трещиной в обшивке, а не сквозной пробоиной, более вероятной при значительной ширине панелей (ясно, что в походных условиях ремонт пробоины будет сложнее).

Собирать корпус лучше всего на стапеле вверх килем из заранее собранных узлов переборок, шпангоутов, транца и форштевня. Технология работ подробно описана в ранее опубликованных статьях (помощь в подборе материала может оказать книга Ю. Казарова и Н. Соколовой «Путешествие по «Катерам и яхтам», Л., «Судостроение», 1978, в которой есть специальный указатель публикаций, посвященных вопросам постройки корпуса), а также в хорошо известной любителям-судостроителям книге «15 проектов судов для любительской постройки».

У недостаточно опытных судостроителей могут возникнуть трудности при изготовлении гнутоклееного форштевня и обшивке фанерой носовой части днища катера. При раскрое листов днища советуем начинать с заготовки носового листа. Укладывая лист на набор, надо ориентировать его по направлению волокон наружных слоев фанеры таким образом, чтобы лист легко изгибался и плотно прилегал по всей ширине кромок всех деталей набора. В крайнем случае, можно немного подстрогать кромку флортимберса или, наоборот, наклеить на нее дополнительную рейку, чтобы избавиться от зазора.

После кантовки корпуса на нем уже будет основа в виде переборок на шп. 3 и 5 для формирования рубки. Вырезав пазы для карленгсов и поставив их на место, можно настелить палубу из фанеры толщиной 6 мм, а затем поставить на кромки выреза под рубку и кокпит бруски наружного карленгса, к которому крепятся комингсы рубки вместе с шельфами - опорными рейками для бимсов ее крыши.


Б - построение лекала для бимсов крыши рубки и палубы (В - ширина крыши или палубы; f - стрелка погиби; К - верхний край комингса рубки; ЛБ - линия борта).

Все открытые кромки фанеры необходимо тщательно защитить от влаги при помощи реек-штапиков или полос стеклоткани на эпоксидной смоле. В носу необходимо установить скуловой брызгоотбойник, который уменьшит замывание бортов носовой волной и забрызгивание кокпита при плавании в ветреную погоду. На кормовой трети длины корпуса катера будет полезно защитить борт от повреждений при швартовке, установив примерно посередине его высоты отбойный брус.

Деревянный корпус сам по себе обладает запасом положительной плавучести, необходимой в аварийных случаях, например, при получении пробоины. Однако для компенсации веса мотора и рубки, которая должна оставаться над водой, а также создания дополнительного запаса плавучести желательно заложить в такие места, как пространство между днищем и подмоторной нишей, между бортом и внутренней зашивкой кокпита, в форпик под шкафчиком, около 200 дм³ легкого пенопласта. Тогда катер будет оставаться на плаву со всеми шестью пассажирами, сидящими в кокпите. Желательно располагать пенопласт повыше - ближе к привальному брусу и в оконечностях корпуса с тем, чтобы лодка не переворачивалась при заполнении водой.

Определенным достоинством сравнительно тихоходных туристских судов является возможность их круглосуточного движения: с одной стороны, разбив экипаж на две вахты, можно обеспечить нормальный отдых даже на ходу катера, с другой - меньшую опасность представляют столкновения с плавающими предметами. Поэтому при постройке «Моржа» нужно позаботиться о соответствующем оборудовании катера сигнально-отличительными огнями и источниках их питания. Если же катер предполагается использовать для плавания по малым рекам с ограниченной габаритной высотой прохода под мостами, придется отказаться от П-образной стойки тента над кокпитом, а стекло на крыше рубки сделать разборным. Это позволит уменьшить габаритную высоту судна от КВЛ с 1,1 до 1,75 м.

(Окончание. Начало в № 5, 1975 г.)

В предыдущем номере мы рассказали о новом катере, созданном в нашем общественном конструкторском бюро. Сочетая лучшие традиции отечественного малого судостроения и новые тенденции, этот катер привлек наше внимание совершенством форм, сравнительной простотой изготовления и доступностью используемых материалов. Итак, снова «Руслан».

Сборка корпуса производится вверх килем на стапеле из двух широких досок толщиной 40-50 мм, поставленных на ребро (рис. 1). Такой стапель иногда называют рамным, поскольку он действительно представляет собой жесткую раму, обеспечивающую большую точность установки шпангоутов, продольных элементов набора и удобство работы при обшивке каркаса фанерой. Рамный стапель в процессе выполнения операций можно переставлять с места на место, многократно переворачивать, не рискуя нарушить взаиморасположение набора, и т. д. Упоминаемый в некоторых руководствах способ сборки корпуса на стапеле из одной доски, поставленной на ребро, устарел.

Вы давно мечтали побывать на прогулочном катере, насладиться живописными пейзажами северной столицы, которые открываются во время экскурсий по водным артериям Санкт-Петербурга? Аренда теплохода – это отличная возможность весело провести время в хорошей компании, такой отдых подарит положительные эмоции и обойдется относительно дешево.

На стапеле с большой точностью должна быть сделана разметка для пазов, в которые при установке шпангоутных рамок входят шергень-планки (см. рис. 1А), фиксируемые на своих местах (после выверки) гвоздями или небольшими клиньями. Опытные строители обычно заклеивают шергень-планки наглухо, что обеспечивает набору большую жесткость.

Шпангоутные рамки после установки (см. рис. 1Б) желательно укрепить временными продольными распорками и раскосами. Это обеспечит перпендикулярность рамок по отношению к ДП и поможет избежать перекосов, возникающих при установке элементов продольного набора.

Следующая операция - врезка продольных элементов (см. рис. 1 В). Она ведется в таком порядке: 1 - киль с форштевнем, 2 - привальные брусья, 3 - скуловые стрингеры, 4 - бортовые стрингеры, 5 - донные стрингеры. Разметке пазов для врезки ведется по месту с помощью длинной гибкой рейки, накладываемой одновременно на 2-3 шпангоута. Рейка помогает обнаруживать неточности и правильно произвести малковку.

Малковка заключается в удалении неровностей и выступающих углов отдельных элементов каркаса для того, чтобы обшивка прилегала к нему равномерно и плотно, не искажая заданную чертежом форму корпуса. Малковка выполняется малогабаритными рубанками, стамесками и рашпилями. От тщательности ее выполнения зависит прочность и внешний вид изделия.

Обшивка корпуса «Руслана» фанерой имеет свои особенности. Дело в том, что бортовые панели, свешиваясь вниз, образуют внешние стенки спонсонов. Поэтому сначала должна быть обшита центральная часть корпуса, с небольшим припуском на обработку, и только после этого - борта, со свесом соответствующей величины. Затем под свес приклеивается пенопласт, образующий (начиная от шпангоута № 2) тоннель между спонсонами и средней частью корпуса (см. рис. 1 Г). Кроить фанеру лучше всего по предварительно сделанным шаблонам из крафт-бумаги или тонкого картона.

Крепление обшивки к каркасу начинают от транца по направлению к носу. Соединение листов выполняется «на ус» прямо на каркасе либо заблаговременно.

А - основные размеры стапеля; Б - установка шпангоутных рамок с помощью шергень-планок (шпангоут № 1 и транцевая доска крепятся шурупами непосредственно к торцевым стенкам стапеля); В - врезка продольных элементов каркаса (киль, привальные, скуловые и дойные стрингеры); Г - обшивка каркаса фанерой; Д - оклейка готового корпуса.

Фанера крепится к каркасу следующим образом: гвоздями «взагиб» к стрингерам и шурупами длиной 20 мм - к шпангоутам и килю (см. рис. 1Д). Перед накладыванием фанеры каркас тщательно намазывают эпоксидным клеем. На торцевых участках деталей клей быстро впитывается, и намазку приходится повторять. Головки гвоздей, применяемых для крепления фанеры к каркасу, предварительно расплющивают, чтобы их можно было «утопить» в фанеру - в противном случае они будут рвать стеклоткань, которой оклеивается корпус. Головки шурупов также следует утапливать на 1-2 мм в зависимости от толщины фанеры.

Обшив корпус полностью, приступают к выклейке пенопластом тоннелей. Сначала наклеиваются куски, приближенно совпадающие по форме. Окончательная обработка выполняется после полимеризации клея. Мелкие неровности выравниваются мастикой из древесных опилок с эпоксидной смолой.

Последовательность оклейки корпуса стеклотканью: сначала узкими полосками окантовывают и после полимеризации тщательно зачищают углы и ребра на линиях стыковки. Затем оклеивают всю поверхность одним слоем стеклоткани АСТТ-Б. Устанавливают на места продольные реданы и тщательно оклеивают полосками (или лентами) стеклоткани.

Окраска корпуса выполняется по грунту № 138 или АГ-10 эпоксидными, глифталевыми или нитроглифталевыми эмалями по обычной технологии. Хорошо зарекомендовали себя появившиеся недавно в продаже алкидные импортные эмали.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАДСТРОЙКИ

Каркасом надстройки (каюты) служат рамки (рис. 2) и продольные рейки (стрингеры), собранные на клею и фанерных кницах. Нижняя часть рамок («ножки») соединяется со шпангоутными рамками корпуса, как показано на рисунке 3, обеспечивая, таким образом, необходимую жесткость всей конструкции. После того как склейка каркаса надстройки будет закончена, его необходимо отмалковать и подготовить к обшивке фанерой (толщиной не более 3- 4 мм), в противном случае надстройка получится излишне тяжелой. Обычно надстройку зашивают фанерой вглухую, а вырезы для остекления делают уже на месте узкой выкружной ножовкой; этот способ мы и рекомендуем.

1 - центральная стойка лобового стекла, 2 - обвязка передней части крыши, 3 - бобышка, 4 - сплошная рамка надстройки на шпангоуте № 3, 5 - усиленный стрингер по контуру проема крыши, 6 - угловой стрингер, 7 - стойка на шпангоуте № 5, 8 - стойка на шпангоуте № 6, 9 - дверные рамки, 10 - объемный фальшборт, 11 - фанерные кницы, соединяющие каркас надстройки с топтимберсами. 12 - стрингер по контуру стекла, 13 - боковая стойка лобового стекла, 14 - обвязка лобового стекла, 15 - мидельвейс. А - вставка стекол на резиновом уплотнителе; Б - вставка стекол с помощью рамок из фанеры; В - легкосъемное рулевое колесо с приборами.

Вставлять обычные стекла в проемы надстройки не следует; лучше применить триплекс или плексиглас. Для лобовых стекол это требование обязательно. Стекла вставляют на резиновом уплотнителе, как показано на рисунке 2Б.

На лобовых стеклах необходимо установить «дворники» - стеклоочистители с электрическим или ручным приводом. Практика показала, что их лучше ставить сверху, поскольку при установке снизу усложняется гидроизоляция.

Снаружи вся надстройка должна быть оклеена одним слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. Это лучше сделать до установки стекол; если же оклейка будет производиться после, стекла следует предохранить от смолы, наклеив на них тавотом оберточную бумагу.

Сдвижная часть крышки состоит из легкой деревянной или металлической рамки, обшитой фанерой толщиной 4 мм. Поперечные бруски должны иметь изогнутую форму, чтобы крышка была слегка выпуклой, как показано на чертеже. При желании ее можно сделать не сдвижной, а съемной или открывающейся на петлях; это в значительной степени зависит от условий плавания.

Размещение органов управления и оборудования интерьера «Руслана» показано на компоновке и чертежах. Рулевое колесо расположено на линии ДП, это допускает установку моторов с любым направлением вращения и особенно удобно при буксировке воднолыжников, когда водителю нужна свобода движения. Рулевое колесо «Руслана» традиционного для ОКБ «М-К» функционального типа, легкосъемное, с комбинацией приборов в ступице (рис. 3). Электротахометр снабжен переключателем, позволяющим замерять обороты обоих моторов поочередно. Указатель скорости изготовлен на базе малогабаритного манометра на 1 Ат (ГОСТ 53125). На рулевом колесе смонтированы два разъема: один, восьмиштырьковый, типа ШР, для проводов электросистемы, другой - для приемника указателя скорости (дюритовая трубка внутренним диаметром 3 мм). Рулевой барабан большого диаметра обеспечивает очень малый расход (отклонение) руля, делая управление катером чутким и приятным.

Кроме упомянутых приборов, на ступице рулевого колеса размещены тумблеры электросистемы: по центру - указатель импульсной отмашки, а на общей панели - выключатели ходовых огней, фары-искателя и зажигания моторов. Внутри надстройки проложен пучок проводов с тремя розетками для включения переносной лампы или малогабаритных светильников, смонтированных на штепсельной вилке. Радиоприемник типа «Геолог» (наиболее влагостойкая модель среди отечественных транзисторных приемников) и телевизор «Шилялис» имеют специальные гнезда и крепления на передней панели. Водитель может пользоваться ими на ходу, не покидая своего места, а на остановках их легко перенести на берег.

Туристская газовая плита, установленная по правой стенке каюты, также легко вынимается из своего гнезда.

Специальный топливный бак на «Руслане» не предусмотрен. Мы считаем, что стационарные баки в наших условиях вообще не нужны, поскольку бензоколонок на воде нет и горючее все равно приходится носить в канистрах. Поэтому питание моторов осуществляется непосредственно из канистр, соединенных простейшими тройниками в две группы по две канистры в каждой. Эта система проверена в длительной эксплуатации и оказалась очень удобной. Канистры из полиэтилена с прозрачными стенками облегчают контроль расхода горючего.

Система управления моторами состоит из простейших секторов газа с однотросовой проводкой и возвратной пружиной на дросселях карбюраторов. Управление реверсом осуществляется по двухтросовой схеме широко известного типа и легко демонтируется. Моторы соединены между собой трубчатой штангой, регулируемой по длине с помощью резьбовых наконечников. Антенное устройство представляет собой складывающуюся мачту, на нижней части которой смонтирован разъем типа ШР, а на верхней - ходовой огонь и три телескопические антенны, из которых две обслуживают телевизор, а одна - приемник. Телевизионная антенна сделана легкосъемной, чтобы ее можно было использовать на берегу вместе с телевизором.

В навигацию 1974 года мы брали с собой дополнительно комплект из двух телефонных аппаратов (детская игрушка). Он оказался полезным для связи пришвартованного к причалу катера с базовым лагерем, расположенным на берегу. Очень удобно также иметь в радиоприемнике УКВ-диапазон, на котором осуществляют между собой радиосвязь грузовые и пассажирские теплоходы; это позволит избежать многих неожиданностей и неприятностей, особенно при плавании в ночное время и в плохих метеоусловиях.

Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Любое плавательное средство, будь то плоская лодка, катер или яхта, дает некоторое ощущение свободы, которое теперь доступно многим. Казалось бы, совсем недавно самодельные катера из фанеры только взошли на свой пик популярности, однако с тех пор уже появилось масса способов выполнения таких конструкций и методов обработки фанерных изделий.

Поскольку предполагаемая конструкция будет маломерной, постройка катера из фанеры не вызовет никаких затруднений. Достаточно лишь запастись материалами и инструментами, а также произвести соответствующие расчеты.

Описание необходимых материалов и инструментария

Преимущества такого материала, как фанера перечислять не стоит, поскольку многие уже наверняка столкнулись с достоинствами фанерных изделий.

Обратите внимание! Проекты катеров из фанеры выполняются из материала марки ФСФ. Толщина используемых листов варьируется в пределах 0,5-1,5 см в зависимости от назначения детали конструкции, которая из них будет выполняться.

Фанерные изделия марки ФСФ отличаются высоким уровнем устойчивости к воздействию влажности. Тем не менее, в процессе работы ваш каютный катер из фанеры будет дополнительно обрабатываться, и не единожды. Уделяйте особое внимание качеству материала при его закупке. Поверхность фанерных листов должна быть полностью лишена каких-либо дефектов, повреждений в виде трещинок и сколов, а также расслоений и всевозможных сучков, которые часто встречаются на древесине. Этот момент крайне важен, поскольку от качественного уровня материала зависит конечный результат вашей работы, а также надежность самой конструкции.

Специалисты, которым уже приходилось сталкиваться с такой задачей, как выполнение катера из фанеры, скажут, что работать с большим листом гораздо удобнее и комфортнее, а, следовательно, и быстрее. Поэтому отдавайте предпочтение крупноформатным фанерным изделиям.

Вспомогательные материалы:

  1. Обрезная оструганная древесина, которая понадобится для обустройства сидений, внутренних распоров и бортиков. Чтобы выполнить функциональный катер из фанеры, отдавайте предпочтение легким породам древесины.
  2. Хомут из пластика или тонкая проволока, которые будут использоваться в качестве шовного материала для соединения между собой различных деталей, принадлежащих к обшивке катера. Можно использовать леску из капрона, но в таком случае она должна иметь приличную толщину.
  3. Клеевой состав для герметизации швов, образующихся в местах стыков деталей. Лучше всего использовать смеси на основе полимерных смол.

Конечно, люди, знающие как построить катер из фанеры, могут дополнить этот список и другими материалами. Но в данном случае приведен пример минимального набора дополнительных материалов. Чаще всего в качестве дополнений используются всевозможные лакирующие составы, а также специализированные пропитки, которые предотвращают гниение и разбухание конструкции, которая долго контактирует с водой.

Кроме этого, для оклеивания швов между деталями, вам может понадобиться такой материал, как стеклоткань, которую можно заменить ее аналогом – стеклопластиком.

И конечно же, не стоит забывать о внешней эстетике вашего изделия. Для этого подойдет и краска, которая позволит вам скрыть все швы и добиться необходимого цвета.

Набор инструмента стандартен практически в каждом из случаев:

  • электрический или ручной лобзик;
  • набор полотен различного размера, прилагаемых к лобзику;
  • пила, предназначенная для работы с древесиной;
  • шлифовальная машинка;
  • пассатижи;
  • кисти различного назначения: для нанесения лака, окрашивания, нанесения пропиток;
  • молоток;
  • стамеска.

Что касается размеров, которые может иметь катер из фанеры, чертежи конструкции могут быть самыми разнообразными, поэтому вряд ли можно посоветовать что-то конкретное.

Однако вы можете остановиться на стандартных размерах:

  • общая длинная конструкции – 3,5 м;
  • ширина катера – 1,35 м;
  • высота бортов – 0,5 м.

Подобрав подходящий чертеж конструкции необходимо перенести все детали на фанеру, после чего выполняется распил листа согласно этой разметке. Для выполнения этой задачи вам необходим электрический лобзик, поскольку другие инструменты могут повредить материал, а линия среза получится неровной, со сколами.

Поскольку в нашем случае выполняется катер, то его транец обязательно следует оклеить дополнительным слоем стеклоткани и по возможности усилить его конструкцию. Для этого вы можете использовать доски, выполненные из древесины твердых пород. Кроме этого в усилении креплений вас помогут саморезы.

Обратите внимание! Если вы еще не до конца разобрались, как сделать катер из фанеры, последуйте совету профессионалов: этап проектирования и расчета грузоподъемности очень важен, ведь ошибившись с основными параметрами судна, результат вашей работы вряд ли можно будет назвать функциональным.

Что касается практических рекомендаций, то перед сборкой все элементы конструкции следует доработать при помощи рубанка. Предпочтительнее всего будет использовать электрический инструмент. После этого нужно выполнить соответствующие отверстия, которые будут использоваться впоследствии, когда вы будете сшивать воедино корпус катера.

Чтобы облегчить установку транца, вы можете использовать специальные козлы, которые нетрудно соорудить самостоятельно. После чего закрепляется днище, затем бортовые части катера.

Обратите внимание! Эти детали обязательно сводятся к носовой части. Не забывайте сверять расположение и симметрию.

Детали обшивки и сам обшивочный материал может быть закреплен двумя различными способами. В первом случае это может быть шовный материал, во втором случае можно использовать специальный клеевой состав. В процессе этого вам придется вручную выставлять встык края фанеры, добиваясь при этом определенного угла.

Необходимо постоянно отслеживать соответствие размеров, иначе в результате у вас может образоваться большой зазор между деталями, для устранения которого придется не только урезать шпангоуты, но и разбирать всю конструкцию.

Шпангоуты – реброобразные детали, за счет которых достигается необходимый уровень жесткости каркаса вашего катера. Эти детали выкраиваются из фанерных листов толщиной в 6 мм и устанавливаются с шагом в 0,8 м. В конечном итоге у вас должно получиться 4 шт.

Нельзя недооценивать важность такой детали, как привальный брус, располагаемый по линии бортов. Он может иметь внешнее или внутреннее размещение. Если вы запаслись струбцинами, то эти приспособления смогут оказать вам неоценимую помощь и значительно упростить работу. Если же вы не располагаете достаточным количеством струбцин, желательно в процессе прижатия привального бруса зафиксировать ими хотя бы контрольные точки. Не лишним будет применения биндеров, которые можно разместить между струбцинами.

После выполнения вышеуказанных работ можно приступать к установке шпангоута. Если вы не боитесь рисковать и имеете в своем распоряжении фрагменты остатков фанеры, эту деталь можно сделать не цельной. Главное не забыть при этом, сформировать посредине шпангоута отверстие.

Если вы накроете эту зону палубой, то в результате сможете получить небольшую закрытую площадь, которую можно использовать в качестве хранилища для вещей. На изготовление палубы также можно пустить остатки фанеры.

Если вы хотите более подробно узнать, как выполняется катер из фанеры, видео обзор, представленный ниже, поможет вам разобраться во всех тонкостях этого процесса.

Проведение внутренних и клеевых работ

Для проведения клеевых работ вам понадобится приготовить смесь, состоящую из эпоксидной смолы и аэросила, смешанных в равных пропорциях. Угловые зоны днища, транца и бортов следует усилить при помощи деревянных галтель или же уголков.

Проклейка лент стеклоткани осуществляется на зоны внутренних швов, с использованием приготовленной ранее смеси. Их же используют и при фиксации шпангоутов.

В завершение клеевых работ монтируется настил днища, сиденья, уключины и другие детали, которые могут быть предусмотрены в вашем проекте судна.

После чего конструкция оставляется на просушку, а затем выполняются все внешние работы по зачистке и оклейке швов стекловолокном.

Чтобы качественно выполнить окраску следует:

  • выполнить процедуру обезжиривания поверхности;
  • покрыть материал специальным составом;
  • нанести шпаклевку, чтобы устранить все погрешности, если таковые имеются;
  • нанести слой грунтовки.

Красящий состав может быть абсолютно любым, но предпочтительнее всего использовать пигментный краситель, предназначенный для работы с древесиной. Использование кистей вместо краскопульта улучшит результат окрашивания.