Посланник рая. Приключения в океании - черные острова Зачем нужны деньги

1. Собери из кубиков три слова. Составь предложения, объясняющие значение каждого из получившихся слов.

Банк, номинал, бартер.

Банк – финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. С экономической точки зрения банки выступают на денежном рынке посредниками между теми, у кого есть свободные денежные средства, и теми, кто нуждается в дополнительных ресурсах.

Банк - это коммерческое юридическое лицо, которое: создано в целях извлечения прибыли, имеет право осуществлять банковские операции, имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России - Банка России), не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

Номинал – официально объявленная стоимость денежной купюры, ценной бумаги, как правило, не соответствующая фактической. К примеру, номинал акции установлен 1000 рублей, но покупается и продается она по сложив шейся на бирже цене, которая может быть выше и ниже номинала.

Бартер – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар". Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

2. В языках многих народов слово «деньги» происходит от слова «скот». Так, на Руси казнохранилище называли скотницей, а её хранителя, казначея - скотником. Объясни этот факт.

От чего произошёл рубль - в средних веках, у людей были слитки, и они их рубили, чтобы разделить. От этого произошёл рубль. Рубить – рубль.

Лев(животное) – Лев (денежная единица Болгарии).

Гривна – название происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на загривке) и использовали в качестве примитивных денег (Украина).

Драхма – название монет в Греции, начиная с античных времен, а также название современной денежной единицы Греции. Происходит от греческого слова драхма – горсть и восходит к временам, когда на территории Греции деньгами служили металлические прутки – оболы, горсть которых из 6 штук и составляла драхму.

3. Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу своей тёти Полли красить забор. Он очень не хотел работать и сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждый из них даже заплатил Тому. «К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши... У него оказались двенадцать алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки... пушка, сделанная из катушки для ниток...» Можно ли считать полученные Томом предметы деньгами? Приведи два аргумента в подтверждение своего мнения.

Думаю, да. У детей понимание денег не как у взрослых. А для бедных детей - это огромная радость и своеобразная авторитетность.

4. Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а) мужчина получает пенсию - средство обращения

б) мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придётся

заплатить 250 р.» - мера стоимости

в) клиент заплатил мастеру 250 р. за ремонт обуви - средство обращения

г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед - средство накопления

5. Русская императрица Екатерина II в 1769 г. для ускорения развития торговли ввела в России бумажные деньги, которые можно было свободно обменивать на медные монеты. С помощью простых математических подсчётов объясни выгоду этого решения правительства купцу, едущему на Макарьевскую ярмарку, чтобы купить зерна на 20 тысяч серебряных рублей, учитывая, что 1 серебряный рубль приравнивался к 4 рублям меди, а 100 рублей меди весили приблизительно 6 пудов (1 пуд равен 16,38 кг).

20 тысяч серебряных рублей = 20 000 Х 4 рубля меди = 80 000 рублей меди = 800 Х 6 пудов = 4800 пудов Х 16,38 кг = 78624 кг = 78 тонн 6 центнеров 24 кг.

Обычно купцы путешествуют по ярмаркам на телегах, груженных товарами. Понятное дело, что телега может выдержать только определенный вес, к тому же, чем тяжелее телега, тем медленнее идет лошадь. Если поменять все медные рубли на бумажные деньги, это в несколько сотен раз уменьшит вес денег, а значит купец сможет купить больше товаров и перемещаться быстрее.

6. Чешский путешественник Милослав Стингл, побывавший в 70-80-х гг. XX в. на Соломоновых островах в Тихом океане, так писал о ходящих там деньгах:

«Деньги из раковин способствовали даже расширению плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной «монетой», островитяне шли охотнее, так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы заработать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жён... они могут приобрести... свинину для юбилейных торжеств. Таким образом, деньги... совершают постоянный оборот.

А так как они не обесцениваются, то островитяне их повсеместно держат дома, укладывая кучками в своих хижинах... Общественное положение на островах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег. <...>

Деньги из раковин отличает ещё одна особенность. Это - табу. Юноши до испытания на зрелость не смеют их касаться».

1) О каких функциях денег говорится в приведённом фрагменте? Возьми цветные ручки. Подчеркни в тексте разным цветом пример каждой функции и этим же цветом запиши её.

В данном случае деньги выполняли функцию средств обращения и функцию накопления капитала. Особенность таких денег – конвертируемость, то есть высокая покупательская способность.

2) Предположи, почему островитяне запрещают юношам, не прошедшим испытание на зрелость, касаться денег.

Потому, что незрелые люди не могут правильно распоряжаться деньгами. Тратить их на ненужные вещи или на собственные развлечения. Они не знают истинную цену денег, а поэтому не умеют ими пользоваться.

7. Римский император Веспасиан, вводя налог на общественные уборные, сказал: «Деньги не пахнут». Каков смысл этой фразы?

У это фразы переносный смысл – деньги, доставшиеся грязным путем, тоже деньги. Опровергать это утверждение бесполезно, т. к. принятие его зависит лишь от отношения к нему конкретного человека.

Смысл этой фразы состоит в том, что деньги надо делать на всем, что деньги лишними не бывают, что неважно каким путем они зарабатываются. А как ты относишься к данному высказыванию? Свой ответ поясни.

Я считаю, что деньги надо зарабатывать честным путем, на чем-то действительно нужном, не пытаться делать на всем деньги.

8. Учёные провели опрос в одном из регионов России на тему «Как вам в последние два-три года доводилось использовать пластиковую карточку?». Результаты представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомься с ними и ответь на вопросы.

1) Какие действия с пластиковыми карточками наиболее часто совершают опрошенные граждане?

Большинство снимали деньги с карточки в России и за границей и получали на них зарплату, пенсию, стипендию.

2) Какие действия они совершают реже всего? Предположи почему.

Реже всего они покупают товары и услуги в кредит. Скорее всего это связано с недоверием к системе кредитования и использованию карт для оплаты продукции.

Производство их всегда было здесь привилегией жителей нескольких маленьких и до сих пор крайне труднодоступных островков, расположенных довольно далеко от сердца архипелага – Гуадалканала.
Мне пришлось сначала перебраться на Малаиту, тоже крупный, когда-то густонаселенный остров. Благодаря прогрессу цивилизации – я об этом процессе еще буду говорить – в наше время на Малаите живет в три раза меньше людей, чем сто лет назад. В 1968 году, когда здесь побывал я, Малаиту населяли пять-десять семь тысяч островитян.
С этого острова мне уже надо переправляться на островки, расположенные в труднодоступном атолле Ланга-Ланга, в западной части его лагуны. Первая моя цель – ближайший островок Ауки. Но сначала нужно достать лодку.
Вскоре мне удалось уговорить малаитского паренька, который довольно бегло изъяснялся на меланезийском «пиджин». За пять австралийских долларов он сдал мне в аренду не только себя и свою лодку, но также и огромный черный зонтик, чтобы защитить меня от раскаленного экваториального солнца.
О цене и обо всем, что мне хотелось увидеть на Ауки и вообще в лагуне Ланга-Ланга, я с пареньком договорился довольно быстро. После недолгого, но из-за тропической жары утомительного пути мы подошли к островку Ауки. Окружающий вид словно вырезали из рекламного фильма о красотах Океании. Диаметр островка едва достигает сотни метров. На пустых пространствах между примитивными хижинами островитян растут кокосовые пальмы, а у берега ждут длинные узкие лодки.
Затерявшийся, малозаметный клочок земли, каких в Океании тысячи. И в то же время в этих примитивных лачугах создается единственное богатство, которое островитяне, где бы они ни находились, знают и признают, – их деньги. Их странные деньги, полученные из раковин.
И хотя эти деньги обращались и до сих пор обращаются на большей части Соломоновых островов, их производство ограничено несколькими местными «монетными дворами», укрытыми именно в лагуне Ланга-Ланга. И это имеет свои причины. Достаточно бросить взгляд на этот маленький островок, чтобы понять, что ни одна сельскохозяйственная культура здесь не выживает. Дело в том, что коралловые островки в этом заливе образовались из известняка, на котором может, вырасти лишь кокосовая пальма. Так что основным источником пищи и влаги жителей этой лагуны являются кокосовые орехи и, конечно, море, которое здесь особенно щедро. Но островитяне привыкли к таро, ямсу, свинине, им нужна более разнообразная пища, и для этого приходится выменивать продукты питания на свои ремесленные изделия. Пользующимся наибольшим спросом, а теперь уже и единственным изделием ремесленников Ланга-Ланга являются деньги из раковин.
Производство таких «монет» сложно. Оно требует не только, терпения, но и большого мастерства. На Ауки, а ранее и на других островках залива, ракушки «чеканили» с незапамятных времен. В наши дни сохранился единственный «монетный двор» каменного века. Именно здесь.
С помощью своего гида я знакомлюсь с теми, кто «делает» на острове деньги. Это – женщины. Мужчины никогда не имели с производством денег ничего общего. Они лишь обеспечивают свой «монетный двор» сырьем.
Женщины Ауки производят, три сорта «монет» из трех разных видов раковин. Я еще раньше заметил, что на Малаите и на других Соломоновых островах чаще всего пользуются «белыми деньгами», то есть полученными из белых раковин – так называемых какаду . Их здесь и «чеканят» больше всего.
Раковины какаду, диаметром в среднем около пяти сантиметров, местные мужчины вылавливают прямо в водах лагуны. Но вскоре я убедился, что ловцы раковин стараются увильнуть от своей работы и предпочитают покупать сырье для своих тружениц-жен на острове Нггела. Стандартная цена за корзину полуфабриката, в которую входит около двухсот пятидесяти белых раковин, равна половине австралийского доллара.
Перед работницей этого примитивного «монетного двора» стоит полупустая корзина. Вначале островитянка тщательно осматривает раковину. Негодные сразу выбрасываются. Хорошую раковину женщина разбивает, разламывая на несколько пластинок, по возможности круглых, потому что готовые «монеты» должны быть именно круглыми, диаметром восемь миллиметров. Раковины разбивают фалбурой – молотком из черного камня. Материал для производства этих молотков жители Ауки добывают на соседнем острове, со дна реки Фиу. Известняк – единственная порода, которую можно достать на Ауки, – недостаточно прочен, чтобы разбить твердую раковину.
После того как женщина обобьет обломки раковины так, чтобы они приблизительно отвечали требуемым размерам, она складывает их в скорлупу кокосового ореха. На этом кончается первый этап «чеканки монет». Теперь надо их отшлифовать, так как белые раковины какаду после первичной обработки становятся шершавыми. Шлифовку женщины производят на первый взгляд простым, но в тоже время остроумным способом. Для этого они пользуются деревянным бруском – мааи , в донной части которого сделано около пятидесяти ямок, по размерам и глубине соответствующих «монетам» из раковин. В каждое из этих углублений вкладывается один обломок ракушки, и, когда «шлифовальный станок» заполнен, его переворачивают. «Монеты» шлифуются круговым движением по фаолисаве – известковой доске, политой водой. На этом процесс «чеканки» завершается.
На Соломоновых островах расплачиваются не одиночными «монетами», а бусами из обработанных раковин, нанизанных на веревочку. Но для того чтобы нанизать готовую «монетку», в ней надо просверлить отверстие. Третья фаза производства денег на острове и есть сверление в них дырок. Но для этого белые диски сначала опускают в воду, чтобы они стали мягче.
Бурав, которым на местном «монетном дворе» сверлят в «монетках» отверстие, произвел на меня огромное впечатление. Это, бесспорно, самый сложный, самый удивительный прибор, какой мне приходилось видеть в Меланезии. Я никак не мог ожидать, что в обществе, которое всего лишь несколько поколений назад находилось на уровне каменного века, без чужой помощи может быть создан технически столь совершенный прибор.
Как все же выглядит и действует этот бурав?
Главной его частью является стержень, заканчивающийся сверлом из очень твердого розового камня – ланди , который жители Ауки тоже добывают на Малаите. На вертикальном стержне подвешен на двух веревках горизонтальный. Вертикальный стержень вначале закручивают рукой, причем женщина защищает ее пластиной из черепашьего панциря. Другой рукой она держит горизонтальный. Во время закручивания вертикального стержня на него начинают наматываться веревки. Затем женщина давит на горизонтальный стержень. Раскручиваясь, веревки вращают вертикальную ось. Благодаря колебательным движениям – вверх и вниз – веревки накручиваются то в одну, то в другую сторону, и отверстие в ракушке рассверливается за несколько секунд.
Это оригинальное сверло – самый сложный инструмент, которым пользуются здешние «чеканщицы». Операцией провертывания дырки производство «монет» заканчивается. Однако для того чтобы превратить их в средство платежа, женщины должны еще придать им традиционный вид. Я несколько раз убеждался в том, что отдельная «монетка» на Соломоновых островах совершенно никакой ценности не представляет. Другое дело – шнурки, цепочки раковинных «монет». Поэтому женщины нанизывают «монетки» на веревочки, сплетенные из особых волокон. Готовые шнурки пропускают затем по канавке в известняковой доске. Ее диаметр соответствует размерам «монеток». При этой операции края их становятся еще более ровными и гладкими. «Монетки» так тесно прижаты друг к другу, что на одном шнурке их помещается до пятисот.
Меня, естественно, интересовала не только техника производства «монет» каменного века, но главным образом их стоимость, их социальные и экономические функции. Цена отдельных видов и единиц денег из раковин быстро и часто меняется. Что касается белых денег, то на Соломоновых островах я чаще всего встречался с единицей, которую на Ауки называют галиа . Галиа – это один шнурок белых «монет» какаду стандартной длины, равной девяноста сантиметрам. Цена галиа в то время, пока я здесь находился, равнялась примерно двадцати пяти австралийским центам. Соединенные вместе четыре шнурка галиа представляют собой более высокую ценность – фуру , равную примерно одному австралийскому доллару. Исаглиа – самая большая денежная единица из белых ракушек – образуется путем соединения десяти фур. И наконец, из грубо обработанных белых «монет» составляется галиабата – двойная галиа, удвоенная длина стандартного белого шнурка.
На Ауки я видел также, как делают «монеты» и других цветов – красные и черные. Черные деньги изготовляются таким же способом, как и белые, но из раковин курила диаметром примерно тридцать сантиметров. Курилы мужчины Ауки либо вылавливают на отмелях лагуны, либо покупают их у жителей северного побережья Малаиты. Двадцать курил равны примерно четверти австралийского доллара. Черные деньги на Соломоновых островах – самые дешевые. Зато красные – это твердая валюта. Существует установленный обменный курс между самыми распространенными – белыми и самыми дорогими – красными деньгами. Красные стоят ровно в десять раз дороже тех, что изготовлены из раковин какаду.
Красные деньги делают из раковин рому . Их высокая ценность определяется трудностью добычи. Найти рому можно лишь на большой глубине и только в двух местах на всем архипелаге. Жители Ауки, как правило, покупают их у рыбаков, населяющих берега пролива Маламасики. Рыбаки, в свою очередь, отказываются принимать за эти раковины австралийские доллары или какие-нибудь товары, они требуют в обмен лишь красные деньги. Корзина раковин рому стоит одну стандартную длину, то есть девяносто сантиметров красных денег.
Изготовление последних требует выполнения одной дополнительной операции. Здесь, на Ауки, она носит название парая . Дело в том, что раковины рому бледно-розового оттенка. Чтобы добиться густого карминного цвета, которым должны обладать красные деньги, раковины кладут на раскаленные добела камни и в буквальном смысле слова варят. Только после этого они принимают красный цвет.
Красные деньги на Ауки представляют собой либо шнурок стандартной длины – девяносто сантиметров, либо бусы из двух, трех и более ниток. Фире – самая высокая денежная единица – это ожерелье из десяти шнурков особенно тщательно подобранных «монеток». Точную цену фире мне никто назвать не мог. Но, судя по всему, она превышает пятьдесят австралийских долларов, а это для бедных жителей далекой лагуны невероятное богатство.
К красным деньгам, которые в лагуне Ланга-Ланга называют ронго , всегда проявляли интерес и белые люди. Ведь на острова царя Соломона первые европейские мореплаватели пришли для того, чтобы найти здесь золото. А красные деньги помогли им без особого, труда вытянуть у меланезийцев огромное количество драгоценного металла. Дело в том, что на рубеже XX века английские и немецкие купцы обнаружили, что у жителей Новой Гвинеи есть золотой песок. Новогвинейские папуасы отказывались, однако, принимать за свое золото европейские товары и деньги; они хотели лишь ронго – красные «монетки» из лагуны Ланга-Ланга. Прибыль, которую при этом обмене получали торговцы, была фантастической – две с половиной тысячи процентов! Так Меланезию охватила лихорадка не только золотая, но и красных денег.
Меня вообще удивляла устойчивость денег, изготовленных на этом «монетном дворе». В то время как фунты стерлингов и доллары колеблются, потрясаемые различными финансовыми кризисами, белые и особенно красные деньги Соломоновых островов сохраняют стабильный курс, а в последнее время их стоимость даже растет. Я не раз видел, как островитяне, вернувшиеся домой после работы, обменивают свою тяжким трудом добытую заработную плату на деньги, изготовленные в Ауки, которым они доверяют больше, нежели монетам белых людей.
Обращаются красные деньги и среди белых колонистов. До войны, например, месячная зарплата рабочего на плантациях равнялась одному шнурку красных денег. В то время установился – правда, в наши дни его уже не соблюдают – обменный курс: один английский фунт, месячная зарплата рабочего, – одна стандартная длина красных денег. Таким образом эти деньги стали способствовать развитию товарообмена, то есть выполнять функции, присущие деньгам в современном, развитом обществе. Однако обращение красных денег в протекторате так и не было узаконено.
Деньги из раковин способствовали даже расширению плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной «монетой», островитяне шли охотнее, так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы заработать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жен, которых жители Ауки часто привозят с Большой земли – острова Малаиты, за местные деньги они могут приобрести свинину для юбилейных торжеств. Таким образом, деньги, изготовленные в Ауки, совершают постоянный оборот.
А так как они не обесцениваются, то островитяне их повсеместно держат дома, укладывая кучками в своих хижинах и прикрывая известковыми плитками. Общественное положение на островах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег. Часть этого богатства постоянно изымается из оборота, что позволяет избежать инфляции. Общее количество денег ограничивается производительностью этого единственного в наши дни «монетного двора» и недостатком сырья. Так что на Соломоновых островах всегда испытывают недостаток в деньгах, как, впрочем, и повсюду в мире.
Деньги из раковин отличает еще одна особенность. Это – табу. Юноши до испытания на зрелость не смеют их касаться.
Вожди деревень, обладающие настоящими кладами раковинных денег, дают иногда взаймы необходимые суммы тем мужчинам, которые хотят жениться. За эти долги на Ауки проценты не берут, хотя на других островах такого положения, вероятно, не существует.
Я не собираюсь жениться. Несмотря на это, аукский вождь дал мне на прощание неполный шнурок денег, изготовленных местными жительницами во время моего пребывания на островке. Из своих поездок по разным странам я привез много различных предметов материальной культуры тех групп народов, у которых побывал. Шнурок раковинных денег из Ауки относится к подаркам, напоминающим о дальних дорогах, которые я ценю больше всего. Он свидетельствует о том, что я побывал на «монетном дворе» каменного века, которого нет больше нигде в мире.

ПОСЛАННИК РАЯ

Мой лодочник оттолкнулся от берега Ауки и направил наше каноэ прямо на юг через всю широкую лагуну. Мне хочется побывать еще на нескольких островках, разбросанных по лагуне Ланга-Ланга, защищаемой со всех сторон от океана коралловым рифом. Соломоновы острова отрезаны от остального мира огромными водными пространствами океана, а Ланга-Ланга изолирована от него вдвойне. Кроме того, на Гуадалканале и Малаите в наше время живут несколько десятков белых людей. Но здесь, на Ауки, Алите, Лауласи и прочих островках, нет ни одного белого. Мне приходится полностью полагаться на лодочника и на собственные познания в меланезийском «пиджин».
Лагуна – это источник жизни для сотен местных жителей, ибо в ней водятся рыба и морские моллюски. Но прежде всего мне хочется взглянуть на тех аукских мужчин, которые собирают раковины для своих женщин. Они ищут их прямо здесь, на мелководье. К большому сожалению островитян, в Ланга-Ланге нет редких раковин рому, из которых делают красные деньги. Однако белых и черных, раковин в лагуне вполне достаточно.
Должен сказать, что сбор раковин вовсе не такое уж простое дело. Так как местные деньги, несмотря на их широкое употребление, как уже было сказано, считались предметом священным – табу, то подготовкой и самим сбором раковин руководят фатамбо – колдуны отдельных родов Ауки. Фатамбо определяют время, когда каноэ искателей раковин могут выйти в воды лагуны. И срок они называют не просто потому, что так «им взбрело в голову», а делая предварительную попытку вступить в контакт с «духами акул» – властителями морей. Для этого они торжественно жертвуют духам тучную свинью, а потом еще и обращаются к ним с молитвой. Они просят духов, чтобы те указали день выхода лодок в лагуну, а также оберегали собирателей от акул и барракуд, самых страшных врагов искателей раковин.
Перед началом сбора мужчины собираются в отдельной большой хижине. С этого момента и до конца работы они будут жить все вместе, сами добывая и приготавливая пищу и исполняя всю домашнюю работу. Ни под каким предлогом мужчины в этот период не должны говорить с женщинами, а те не имеют права даже смотреть на них. Само собой разумеется, что они не могут вместе спать, чтобы мужчины не «осквернились».
И вот наконец настает долгожданный день. Мужчины на своих каноэ выплывают на голубые просторы лагуны Ланга-Ланга, чтобы искать здесь черные и белые раковины. Как правило, мужчины двух или трех родов работают сообща. Колдун, который руководит сбором, сам, естественно, в воду не погружается. В то время как мужчины работают, фатамбо, сидя в каноэ, молится «духам акул». Снова и снова повторяет он просьбу защитить сборщиков от морских хищников.
Ныряльщики соединены с лодкой веревкой, к которой прикреплена корзина; в нее они складывают под водой раковины. Как только корзина наполняется, колдун вытаскивает ее, высыпает содержимое в лодку и вновь бросает корзину в воду. Раковины ныряльщики отламывают от наростов на дне лагуны специальным узким камнем длиной в четверть метра, похожим на первобытный нож. Его на Ауки называют фауборо ; он тоже является «священным». В перерывах между отловом раковин колдуны хранят камни в специальном «доме духов».
Наконец участок, выбранный колдуном, обобран, сбор раковин заканчивается. Колдун жертвует «духам акул» еще одну свинью, и сборщики могут вернуться к своим женщинам.
Я присутствовал при сборе, наблюдая на нескольких участках лагуны за ныряльщиками, которые, держа в руке каменные ножи, время от времени появлялись на поверхности, чтобы вдохнуть воздух и затем снова погрузиться в воду.
Каноэ, однако, есть не только у ныряльщиков с Ауки, но и у жителей других островов лагуны, которые не прочь подработать, поставляя сырье для производства денег. После нескольких часов плавания мы причаливаем к Лауласи – одному из островков в южной части лагуны. О посещении этого острова я вспоминаю так же часто, как и о «чеканке» «монет» на Ауки, поэтому расскажу об одной истории, в которую здесь попал.
За нашим каноэ следили добрых двадцать минут до того, как мы пристали к берегу. Собственно говоря, нас уже ждали. А белый человек здесь всем кажется белой вороной. Когда каноэ уткнулось в берег и я выпрыгнул из него, ожидавший нас высокий пожилой мужчина приветствовал меня на вполне приличном «пиджин». Я было хотел представиться, но этот человек, наверняка вождь Лауласи, опередил меня.
Островитяне различают только англичан и американцев. Других белых людей для них не существует. Английские туристы этот самый заброшенный из меланезийских архипелагов не посещают. А англичане, постоянно живущие здесь, очень скоро обретают какой-то специфический местный колорит, которого у меня, естественно, не было. Следовательно, с точки зрения местных жителей, я являлся американцем.
К этому делению островитянами белых на две группы я уже привык на Соломоновых островах. Вождь Лауласи, нисколько не сомневаясь в утвердительном ответе, спросил:
– Вы американец?
Я, несчастный, не ведая, что творю, кивнул. Что мне оставалось еще делать? Кем я еще мог быть? Тогда вождь спросил:
– А откуда?
Наугад выпаливаю:
– Из Канзаса.
Дело в том, что в Канзасе у меня есть два хороших друга, вместе с которыми я когда-то пережил одно из самых интересных своих приключений, когда искал с самолета затерявшиеся в сельве индейские города.
– Из Канзаса, – повторил вождь.
Это название ему, естественно, ничего не говорило. Тогда он задал еще один вопрос:
– А где ваши вещи?
Вопрос я понял, потому что вождь произнес слово карго . Это столь употребительное при международных перевозках английское слово на меланезийском «пиджин» означает много понятий, главным образом «товары», «судовой груз». Я перевел его как «багаж».
Вообще у меня немного вещей, да и почти все, что не было совершенно необходимым, я оставил на Гуадалканале. Поэтому я сказал правду:
– Мой карго в Хониаре.
Вождь, словно он нетерпеливо ожидал этой вести, повернулся к своим землякам и начал взволнованно говорить на местном наречии. Такое же волнение охватило и присутствующих. Они перестали слушать вождя и начали что-то объяснять, перебивая друг друга. В каждой фразе по движению губ я угадывал одно слово: «карго».
Итак, жителей Лауласи явно интересую не я, а карго, который остался на Гуадалканале. Воспользовавшись всеобщим волнением, я ушел, чтобы пройтись по деревне и сделать несколько снимков. Наиболее интересны на острове крепостные валы, настоящие каменные укрепления, которые защищают деревню. Ничего похожего на Соломоновых островах я еще не видел. Столь же необычно центральное здание поселка, напоминающее, скорее, казарму или «мужской дом».
И в этот момент меня осенило. Боже мой, ведь я попал на остров, где до сих пор существует масинга ! Вот почему они хотели знать, где находится мой карго! И поэтому хотели, чтобы я был американцем. Лихорадочно роюсь в памяти. Стараюсь вспомнить все, что мне известно о том периоде, когда американцы высадились на Соломоновых островах. И то, о чем мне рассказывали на Ауки и на Малаите, – о деятельности жителей этого и других островов лагуны Ланга-Ланга в «Соломон Айлендс Лейбор Коре» – вспомогательных отрядах американской армии.
Начать, пожалуй, надо с того, что ни Малаиту, ни острова лагуны Ланга-Ланга англичане никогда до конца так подчинить и не смогли. Еще за несколько лет до начала второй мировой войны в Синаранзе местными жителями были убиты окружной комиссар Малаиты со своим помощником и двадцатью полицейскими. В 1935 году здесь и на островах Ланга-Ланга произошли массовые мятежи. Причины их были чисто экономические. Плантации находились в запустении, и у, мужчин Малаиты оставались два выхода: либо податься на плантации далеких островов, даже в Австралию, либо смириться с нищенской жизнью в своих бедных деревнях.
Лагуны Ланга-Ланга, да, собственно, и самой Малаиты, война не коснулась. Но когда на Гуадалканале высадились американцы, они предложили более чем трем тысячам островитян, в основном жителям именно этой части архипелага, вступить во вспомогательные трудовые отряды. При этом американцы стали платить рабочим неслыханные суммы – четырнадцать фунтов стерлингов в месяц. На плантациях, как я уже говорил, в начале войны месячная зарплата местного рабочего составляла один фунт стерлингов. А теперь американцы предложили им в четырнадцать раз больше!
Но это был лишь первый шок, первая встреча, вероятно, наиболее бедных обитателей планеты с представителями самой богатой в мире страны. Американские солдаты, которые не знали, как потратить на островах свое высокое жалованье, покупали у островитян за фантастические деньги любые «туземные сувениры». За какую-нибудь мелочь, юбку из пандановых листьев или резную фигурку, которые не имели в глазах островитян никакой ценности, ее владелец получал от американского покупателя нередко больше, чем за месяц работы на плантациях.
Местных жителей поражало еще одно обстоятельство. В американской армии служили тысячи и тысячи людей, кожа у которых была такой же темной, как и у них самих. И тем не менее эти американские негры получали за службу в армии такое же жалованье, как и белые, – так по крайней мере думали аборигены. И не только жалованье. У американцев всего было в избытке: консервов, кока-колы, сигарет, жевательной резинки, шоколада и, наконец, военного снаряжения. И притом все это бесплатно. Достаточно лишь протянуть руку и взять. Брать, сколько тебе нужно, сколько захочется.
А результат? Я действительно не могу подобрать другого слова: это был массовый шок целого народа. Островитяне сделали для себя следующий вывод. На свете существуют две группы белых людей. Англичане, которые бедны и поэтому все, что у них есть, оставляют себе, и американцы, люди потрясающе богатые, которые все, что у них есть, с радостью отдадут островитянам. Простой человек, – а меланезийцы жили до того времени в мире крайне примитивных представлений, – пытается все новое, с чем он сталкивается, объяснить действием сверхъестественных сил, с помощью религиозных представлений и своего собственного, для нас часто почти непонятного хода рассуждений.

Похожие вопросы

Ход урока.

1. Стадия вызова.

Приветствие обучающихся.

Интеллектуальная разминка “Загадка”: - определение темы урока.

Ну что сказать о первом слоге.

О нем известно, слава Богу

Что он антоним слову “ночь”
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

Выдать листы контроля.

Слайд 1. Темы урока.

Метод ассоциаций.

Какие слова синонимы, слова близкие по смыслу, по значению можно привести?Что вы знаете о деньгах?Знаете ли вы значение слов «бартер», «эквивалент», «функции денег»?

2. Стадия активного восприятие нового материала.

2 слайд. Понятие денег.

На основе текста на листах контроля, и на стр. 135-136 учебника - попытаемся дать определения понятие «деньги». Напоминаю, что понятие включает в себя ключевое слово и характерные признаки - это является структурой понятия.

II . Дать определение понятия «деньги».

Работа с текстом № 1

Д еньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками, это потеря времени и усилий. Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, чтобы человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель университета, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена.
Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена.

Работа с текстом № 2. Учебник стр. 135-136.

Деньги - это … (подобрать ключевое слово и характерные черты, признаки)

Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (нечто равноценного, равносильного) при обмене товаров. - запись на лист контроля.

III . Виды денег. Заполнить схему, используя презентацию и сообщение учителя.

___________________________

___________________________

___________________________

Даже самые примитивные цивилизации, в самых глухих уголках земли, создавали свои виды денег. Историками, археологами были обнаружены свидетельства того, что в разных странах роль денег выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки - каури.

Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, выполняющего функцию всеобщего эквивалента, измеряющего ценность всех других товаров. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги имеют внутреннюю стоимость (соль, благородные металлы)

Если в качестве денег использовались товарные деньги, то они помимо функции денег, играли еще и другую роль (еда, украшение), т.е. использовались в хозяйстве по прямому назначению.

Когда роль денег стали выполнять благородные металлы (золото, серебро), то их производство обходилось государству очень дорого. Постепенно люди пришли к мысли о возможной замене полноценных золотых и серебряных монет символами стоимости - бумажными деньгами и металлическими монетами, изготовленными из неблагородных металлов - меди, олова, никеля и т.д.

Бумажные деньги и разменные монеты - это символические деньги. Первые бумажные деньги появились в Китае в 812 г. н.э. Особенность символических денег состоит в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Символические деньги не обладают внутренней стоимостью. Т.е. бумажные деньги и металлические монеты, кроме использования их в денежном качестве, практически больше ни на что не годны, т.е. альтернативная стоимость близка к нулю.

Что сегодня можно купить на 100 рублевую купюру?

А затраты связанные с производством этой купюры, например 10 рублей. Получается стоимость этих товаров выше, чем стоимость самой купюры. Почему же продавцы перечисленных товаров соглашаются обменять большую стоимость на меньшую?

Потому что правительство во главе с ЦБР объявило данную денежную купюру законным платежным средством и присвоило ей номинальную стоимость, т.е. стали декретными деньгами.

Номинальная стоимость - число, обозначенное на денежной купюре или монете. Номинальная стоимость остается неизменной до тех пор, пока данный денежный знак не будет изъят из обращения.

Декретные деньги - деньги, узаконенные государством и утвержденные в качестве всеобщего платежного средства.

3 слайд. Функции денег.

Задание. Заполни схему. - лист контроля пункт IV.

Используя текст учебника на стр. 138 заполни схему. Примеры можно записать в ходе работы в группах с практическим заданием, пункт плана VI .

1 мера стоимости - сколько нужно иметь, чтобы купить товар - ценник в магазине

2 средство обращения - передача из рук в руки денег

3 средство платежа - выплата заработной платы, оплата штрафа

4 средство накопления - банк, иные накопления

5 мировые деньги - доллар, фунт стерлингов.

3 стадия. Осмысление, размышление.

Работа в группах. Выдать материал для работы в группах. Распределить роли в группе. Лист контроля пункт V.

Метод таблица вопросов. Лист контроля пункт V.

V . Работа в группах.

Распределите роли: отметьте какую роль вы играли в ходе работы группы

руководитель (контролирует, организует ход работы)_____________________________

оратор (выступает от группы)_________________________

секретарь (записывает идеи)_______________________

критик (задает вопросы, выделяет слабые места)______________________

эрудит (использует дополнительные источники)____________________

Составление вопросов по заданному разделу.

Каждый составляет по 1 вопросу в каждую колонку, группа выбирает 2 лучших вопроса.

«толстые вопросы» - предполагается развернутый ответ.(Почему? В чем связь? Сравни?)

«тонкие вопросы» - предполагается однозначный ответ.(Кто? Где? Когда? Как называется?)

1 группа - приготовить вопросы по разделу «понятие ДЕНЬГИ»

2 группа - приготовить вопросы по разделу виды денег

3 группа - приготовить вопросы по разделу функции денег

4 группа - приготовить вопросы по разделу история возникновения денег

Главное условие - у всех членов группы должны быть записаны разные вопросы. Выступающий от группы представляет по два вопроса разного вида, наиболее удачные, по мнению группы,ответ на вопрос должен быть. Другие группы - попытаться дать краткий ответ и оценить вопросы группы.

Выполнение заданий в группах - лист контроля пункт VI.

Задание для 1 группы.

а) пенсионер получает пенсию -_______________

б) мастер говорит клиенту: « 3а ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р. » - __________

в) клиент заплатил мастеру 250 р. за ремонт обуви - _________________

г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед - ____________________________

Задание для 2 группы.

Чешский путешественник Милослав Стингл, побывавший в 70-80-е гг. ХХ в. на Соломоновых остро-вах, так писал о ходящих там деньгах:

Деньги из раковин способствовали даже расшире-нию плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной монетой, островитяне шли охотнее (1), так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы зарабо-тать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жен, они могут приобрес-ти свинину для юбилейных торжеств. Таким обра-зом, деньги совершают постоянный оборот (2).

А так как они не обесцениваются, то островитяне повсеместно держат их дома, укладывая кучками в своих хижинах. Общественное положение на остро-вах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег(3) ...

Деньги из раковин отличает еще одна особенность.

Это - табу. Юноши до испытания на зрелость не имеют права их касаться.

Задание для 3 группы.

Задание. Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Кара-баса-Барабаса. У него была замечательная азбука, ко-торую папа Карло выменял за свою куртку.

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять гpoшей (1) какому-то мальчишке.

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кас-се, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (2).

Оставалось еще целое богатство - четыре гроша (3). Один грош завалился за подкладку.

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса по-советовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Вот когда дерево даст плоды - гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса(4), но и устроить целый театральный фестиваль.

Задание для 4 группы.

Задание. Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а) менеджер получает заработную плату -_______________

б) мастер говорит клиенту: «3а модельную стрижку вам придется заплатить 450 р. » - __________

в) клиент заплатил мастеру 450 р. за модельную стрижку - _________________

г) служащий получил зарплату и отложил 3000 р., чтобы летом отправиться на юг - ____________________________

4 стадия. Рефлексия.

На листе контроля пункт VII - составление синквейна.

1) 1 существительное - тема, предмет

2 2 прилагательных - описание, признаки

3)3 глагола - характерные действия

5) 1 существительное - обобщение, расширение.

Домашнее задание.

§ 13, стр.135-141. на выбор

  • или стр. 148 задание №5 учебнике;
  • или придумать задания для определения функций денег, используя примеры их художественной литературы;
  • или придумать задания дляопределения функций денег, используя свой жизненный опыт.