Суоменлинна как добраться из хельсинки. Суоменлинна – самая известная достопримечательность Хельсинки. География «Волчьих шхер»


1. В крепость Свеаборг (в переводе со шведского Sveaborg - Шведская крепость) я отправился сразу после недолгой . Собственно, главным пунктом программы в тот день был не город, а крепость, расположенная на островах в Балтийском море.

2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.

3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.

4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.

5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.

6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».

7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.

8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.

9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.

10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.

11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.

12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.

13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.

14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.

15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.

16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.

17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.

18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.

19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.

20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.

21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.

22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.

23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.

24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.

25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.

26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.

27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.

28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .

29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.

30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.

31. Маленькая дверка в одном каземате.

32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.

33. Потерны связывали различные части крепости между собой.

34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.

35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.

36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.

37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.

38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.

39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.

40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.

41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.

45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.

43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.

44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.

45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их

В Скандинавии более известная под именем Суоменлинна (Suomenlinna, «Финская крепость»). Крепость была построена в 1748 году, в то время, когда Финляндия еще не стала независимой страной и была частью Шведской державы. В течение более чем полувека крепость была ценнейшим морским укреплением, защищавшим Хельсинки, однако в 1808 году наконец пала под напором российской армии и отошла во владение России на следующие 110 лет. Имя Суоменлинна крепость получила в 1918 году, когда Финляндия получила независимость. После этого она еще долгое время принадлежала финскому военному гарнизону, пока в 1973 году не отошла гражданскому управлению.

Все находящиеся на территории крепости пушки были отлиты в России и надписи на них только на русском языке.

Сейчас же Свеаборг, несомненно, является одной из ярчайших достопримечательностей Финляндии. На его территории расположено несколько музеев, любителей архитектуры могут заинтересовать здания, относящиеся к разным архитектурным традициям и стилевым направлениям, интересующиеся военным делом найдут огромное количество разнообразной военной техники, относящейся к разным этапам существования крепости, да и сама крепость удивительно красива, так что простая прогулка по ней доставит вам удовольствие.

В крепости расположена тюрьма, в которой отбывают наказание люди, осужденные за мелкие правонарушения - именно они и занимаются поддержанием крепости в надлежащем виде.

Как добраться до Свеаборга

Добраться до крепости можно только по воде, так как она находится на острове, расположенном в двух километрах от города.

От рыночной площади Kauppatori ходят паромы HKL, от одного до четырех раз в час, в зависимости от сезона. Первый паром туда отправляется в девять утра, а последний обратно - в 6 вечера. Билеты на паром вы можете купить на речном вокзале, дорога в один конец обойдется вам примерно в 5 EUR.

Из Kolera-allas, расположенного недалеко от рыночной площади, с мая по сентябрь отправляются речные трамваи JT-Line, делающие дополнительную остановку около Королевских Ворот. Билеты на них можно купить как на причале, так и прямо на борту - также за 5 EUR в один конец.

На территории Свеаборга нет ни общественного транспорта, ни проката велосипедов, так что для поездки вам лучше выбрать удобную обувь.

Поиск авиабилетов в город Хельсинки (ближайший а/п к Свеаборгу)

Отели Свеаборга

Если вечером вам не захочется возвращаться в Хельсинки, вы можете остаться в Свеаборге на ночь, специально для этого там построен Hostel Suomelinna, расположенный буквально в двух шагах от пристани. Однако стоит заметить, что по условиям проживания он сильно уступает отелям, расположенным в городе. На первом этаже хостела расположены комнаты на 6, 8 и 10 человек, на втором - двух- и трехместные номера, а душ и туалет для всех номеров - общие на один этаж. Одна ночь там обойдется вам в 25 EUR, если вы решите остановиться на первом этаже, и в 55-90 EUR, если вы остановите свой выбор на номерах на втором этаже. Завтрак в хостеле также придется оплачивать отдельно - 7.90 EUR.

Рестораны и кафе в Свеаборге

Морской воздух вкупе с долгими пешими прогулками как ничто другое пробуждают аппетит, так что вам наверняка захочется посетить один из расположенных в крепости ресторанов. К счастью, их там достаточно, чтобы любой мог найти что-то, соответствующее его вкусам и финансовым возможностям.

Ресторан Café Chapman расположен в самом центре крепости, в построенном в 1770 году Traverse Adlerfelt, и посетив его, вы можете полностью окунуться в атмосферу тех времен. Сумма среднего счета там составит 35-40 EUR.

Любителям пива непременно стоит посетить Suomenlinna Brewery, в котором подают пиво, приготовленное в собственной пивоварне крепости. В летнее время в ресторане открыт шведский стол с различными национальными блюдами, среди которых особенно выделяется потрясающая копченая рыба. Ресторан расположен в розовых бараках рядом с причалом.

Если вы планируете посетить Свеаборг с детьми, вам стоит сводить их в Toy Museum Café, в котором вы сможете выпить чаю с пирожными внутри настоящего музея игрушек. А для настоящих гурманов в Свеаборге есть ресторан Walhalla, предлагающий огромный выбор блюд и богатую винную карту. Стоимость меню а-ля-карт в нем начинается с 50 EUR.

Также вы можете зайти в Café Vanille, предлагающее отличные десерты, Café Piper, где в летнее время можно пообещать в саду, оформленном в английском стиле, ресторан Klubi 20 или Café Bar Valimo, находящийся в помещении склада боеприпасов 1870 года.

Свеаборг

Развлечения и достопримечательности Свеаборга

Внутри крепости находится шесть музеев.

Музей Суоменлинны обладает богатой экспозицией, охватывающей 260-летнюю историю крепости. Здесь вы можете увидеть предметы, использовавшиеся в быту, инструменты, оружие и боеприпасы, найденные во время раскопок Свеаборга. Музей открыт круглый год, в период со 2 мая по 30 сентября он работает с 10:00 до 18:00, в остальное время открывается он на полчаса позже и закрывается в 16:30, стоимость входного билета - 7 EUR, для студентов - 5 EUR, пенсионеры и дети от 7 до 17 лет платят 3 EUR, для детей младше 7 лет вход свободный.

В музее Ehrensvärd выставлены миниатюрные модели кораблей, оружие, старинная мебель и картины свеаборгского художника Элиаса Мартина. Музей открыт в течение всего летнего сезона с 11:00 до 18:00, а весной и осенью - только по выходным, с 11:00 до 16:00, билет для взрослых будет стоить 5 EUR, для детей до 17 лет - 2 EUR.

В коллекции Музея игрушек вы найдете тысячи старинных кукол, плюшевых мишек, машинок и детских игр, наиболее старые из которых были сделаны в самом начале XIX века. Также в музее есть отдельный зал с военными игрушками. Однако будьте осторожны при посещении музея с детьми - помимо упомянутого выше кафе, в нем есть еще и магазин, и кто знает, насколько они облегчат ваш кошелек, если вы не уведете их вовремя. Музей открыт для посетителей только в период с марта по октябрь, с 11:00 до 17:00, для взрослых стоимость билета составит - 6 EUR, для студентов и пенсионеров - 4 EUR, для детей до 18 лет - 3 EUR, семейный билет (2+2) стоит 15 EUR.

Военный музей в Манеже расположен в здании, ранее использовавшемся русской армией в качестве склада артиллерии, сейчас же там представлена финская военная техника с момента обретения Финляндией независимости. Музей открыт с середины мая по сентябрь, с 11:00 до 18:00, для взрослых и детей с 7 до 17 лет входной билет стоит 5 EUR, для студентов и пенсионеров - 3 EUR, семейный билет (2+2) - 12 EUR, для детей до 7 лет вход свободный.

Карты Свеаборга

Также вы можете посетить подводную лодку Vesikko, использовавшуюся во время Второй мировой войны. Внутри лодки для посетителей открыты практически все помещения. Вход в подводную лодку также открыт с середины мая по сентябрь, с 11:00 до 18:00, стоимость входного билета для взрослых и детей с 7 до 17 лет - 5 EUR, для студентов и пенсионеров - 3 EUR, семейный билет (2+2) - 12 EUR, для детей до 7 лет вход свободный.

В Таможенном музее расположены экспонаты, посвященная финской таможне, постоянная экспозиция рассказывает о различных методах контрабанды и о деятельности таможни в настоящее время, а временная ежегодно меняется. Музей открыт с июня по сентябрь, с 12:30 до 17:30, вход свободный.

Все эти музеи вы сможете посещать бесплатно, если оформите себе Helsinki Card.

Во время пешей прогулки по Свеаборгу, обратите внимание на Королевские ворота, построенные в 1754 году на месте, где остановился наблюдавший за строительством крепости шведский король Адольф Фредерик, и служившие основным входом в крепость.

Удивительное впечатление производит Большой двор, расположенный рядом с административным центром крепости - здания вокруг него имеют вогнутые фасады и искажают перспективу. Доки Свеаборга считаются старейшими в Финляндии и одними из старейших в всей Европе. В бастионе Зандер вы сможете пройтись по толстым каменным стенам и посмотреть на старое оборонительное оружие. Кроме того, стоит осмотреть кронверк Эренсвярда, церковь и мемориал в честь заключенных в крепости красногвардейцев.

Адрес: Suomenlinna C74, Helsinki

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

  • Где остановиться: Столичный статус Хельсинки дает полно право заявить - для путешествия по югу Финляндии можно обосноваться именно тут на весь отпуск. Благо отелей и гостиниц - на любой выбор. Близко к столице, но спокойнее - это про Эспоо . В Порвоо царит мирная и душевная полусельская атмосфера, местные гостиницы под стать настроению. Отели Вантаа неплохой выбор для тех, кто летит через Финляндию с остановкой на пару дней, но в Хельсинки уже побывал. Лохья - «город тысячи яблонь». Для поездки сюда в сентябре стоит

Крепость Свеаборг в Хельсинки (она же Суоменлинна) является самым известным оборонительным укреплением Финляндии. Она представляет собой комплекс бастионов, расположенных на семи островах, призванный защищать столицу страны с моря. Сегодня фортификация военного значения не имеет и превращена в музей под открытым небом.

Всемирное наследие

Крепость Свеаборг вместе с семью островами, на которых она построена, в 1991 году авторитетной комиссией включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник военной архитектуры. Еще одна особенность фортеции заключается в том, что в ходе своей истории она служила для защиты трех государств: Швеции, России и Финляндии.

Интересно, что территория в 80 га не просто является музеем под открытым небом. Она входит в городскую черту Хельсинки в качестве одного из жилых районов города. Сегодня здесь проживают порядка 900 человек.

Описание

Свеаборг (Суоменлинна) представляет собой систему укреплений бастионного типа, размещенных на семи островах. При этом основные сооружения находятся на пяти крупнейших:

  • Kustaanmiekka (Кустаанмиекка).
  • Susisaari (Сусисаари).
  • Länsi-Musta (Лянси-Мустасаари).
  • Pikku-Musta (Пикку-Мустасаари).
  • Iso Mustasaari (Исо-Мустасаари).

Между собой они соединены насыпными перешейками и мостами. Еще три острова (Порместаринлуодот, Лонна и Сярккя) обособлены друг от друга.

Главные бастионы находятся на Сусисаари и Кустаанмиекка. Их каменные стены пентагональной и прямоугольной форм для снижения вероятности попадания из имеют низкий профиль и малозаметны на фоне скалистых островов. Здесь размещались наиболее мощные орудия, штаб обороны, центральный гарнизон. Мини-архипелаг в народе прозвали «Волчьими шхерами», по аналогии с угрожающим оскалом свирепого хищника, способного постоять за себя.

Чем уникальна бастионная крепость

Суоменлинна уникальна тем, что ее оборонительные сооружения имеют нерегулярную (обособленную) структуру. При этом связаны между собой системой искусственных дамб, кос, мостов и защищенных переходов. Она построена на фундаменте скалистых островов с изрезанным ландшафтом, что потребовало значительно изменить и адаптировать новейшую на то время теорию оборонительных укреплений, разработанную в Центральной Европе.

Несмотря на исторические перипетии, крепость Свеаборг в значительной степени исторически достоверна, то есть сохранилась до наших дней в оригинальном виде. На островах можно проследить различные этапы развития укреплений и верфей. Например, сухой док в центре форта был новаторским для XVIII века. Кстати, вокруг шхер находятся десятки ценных подводных объектов: затонувшие суда, военная техника, следы жизнедеятельности гарнизона.

Название

Морская крепость Свеаборг была построена Швецией на подконтрольной финской территории в XVIII веке. Соответственно, она получила простое, но понятное всем название - Шведская крепость (Sveaborg). Карело-финны называли укрепления Вяпори (Viapori) или Виапороне (Viaporina).

После отделения Финляндии от разваливающейся Российской империи в 1918-м национальное правительство предложило переименовать фортификационное сооружение. 6.12.1918 года, в 170-летия основания форта, оборонительный комплекс получил новое название - Финская крепость (Суоменлинна, Suomenlinna).

Шведский период

К концу XVII века Швеция представляла собой могущественную империю с самой сильной армией на континенте. Однако, в отличие от Англии, Испании, Португалии, Франции, страна направляла ресурсы не на захват заморских колоний, а на присоединение территорий в Европе. Беспрерывные войны с закаленными армиями Польши, Пруссии, Дании, России требовали огромных ресурсов, которые в конечном итоге закончились.

Поражение от Петра I в первой четверти 1700-х годов вынудило уступить ряд территорий в Прибалтике и Приладожье. Чтобы защитить от русского флота город Гельсингфорс (Хельсинки), в 1747 году принял решение построить на побережье оборонительные укрепления. С этого и началась история крепости Свеаборг.

Возведение бастионов началось в следующем году на двух крупнейших островах архипелага Сусилудот к югу от Хельсинки, на месте нынешней Суоменлинны. В 1750 году крепость была названа Свеаборг. Кстати, здесь действовал уникальный сухой док, где строили военные корабли для защиты Архипелагового моря (акватории у южных берегов Финляндии).

Радужные планы и объективная реальность

Первоначально фортификационные сооружения намеревались возвести за 4 года. Однако от амбициозных планов по причине недостаточного финансирования пришлось отказаться. Очередная война в Поморье (1756-1763) отнимала все ресурсы. Проект форта пришлось упростить, но даже для его реализации потребовалось 40 лет.

Морская крепость использовалась в качестве военно-морской базы в русско-шведской войне 1788-1790 годов (война Густава III), но она не была задействована в реальных битвах. В 1808 году Свеаборг был осажден российскими войсками. После незначительных стычек комендант решил сдаться. Причины капитуляции остаются нерешенной загадкой для историков. Таким образом, морская крепость была захвачена, и началась новая эпоха уже для Вяпори.

Российский период

После того как шведы покинули Свеаборг, бастионный комплекс вместе со своими кораблями и снаряжением был передан под управление России. В следующем году Финляндия стала автономным Великим герцогством России, но Вяпори оставалась военной базой при российской администрации.

Русские по достоинству оценили возможности крепости и усовершенствовали ее. Система укреплений была расширена. Бастионы появились на соседних островах. В гарнизоне были построены новые казармы для размещения солдат, по проекту Константина Тена возведена православная церковь.

В последующие десятилетия по мере роста огневой мощи флотов военное значение морской крепости уменьшалось. В конце концов Вяпори пришла в упадок. В период Крымской войны объединенный англо-французский флот бомбардировал гарнизон в течение двух дней в августе 1855 года. Оборонительные сооружения получили большой урон. В период Первой мировой войны форт являлся частью обширной системы укреплений (названной в честь Петра Великого), созданной для защиты Петербурга от германского флота.

Финский период

После революции военный объект некоторое время служил базой для белогвардейцев, однако вскоре был передан администрации Финляндии. В мае 1918 года форт переименован в крепость Суоменлинна. Здесь размещались различные подразделения Сил обороны.

В период Финской компании 1940 года и во Вторую мировую стала местом дислокации подводного флота Финляндии. Для ее защиты были установлены артиллерийские и зенитные орудия.

С середины 60-х, учитывая бесполезность фортификационных сооружений в условиях современной войны, силы самообороны начали покидать базу. В 1972 году Суоменлинна была передана в управление гражданской администрации, а ее каменные стены превращены в музей под открытым небом.

Туризм

Сегодня бастионный комплекс является одной из самых известных Особенно он популярен весной и летом. Для принятия солнечных ванн организованы зоны отдыха, а для любителей водных процедур действует небольшой песчаный пляж. Кстати, вход на территорию свободный, однако музеи платные.

Бывалые туристы советуют посетить:

  • небольшую подводную лодку Vesikko (1933), воевавшую во 2-й мировой;
  • церковь Суоменлинна (1854);
  • музей Эренсверда;
  • Таможенный музей;
  • музей Суоменлинны.

Добираться до островов удобнее всего на пароме либо на «водном автобусе». Они отходят от Рыночной площади и курсируют в период туристического сезона с 6 утра до 2 ночи.