Храм на озере севан армения. Монастырь севанаванк на холодном озере севан. Где остановиться на озере Севан

Монастырь Севанаванк (Армения) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Армению
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 60 км от Еревана, на вершине полуострова, омываемого водами второго по величине озера мира - Севана, располагается уникальный памятник древнеармянского зодчества - знаменитый на весь мир монастырь Севанаванк, внесенный в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. История гласит, что религиозный комплекс был возведен монахами-отшельниками в конце 8 века при поддержке Григора Просветителя и принцессы Мариам из царского рода Багратуни. В те далекие времена полуостров не был соединен с материком и представлял собой скалистый участок суши протяженностью чуть больше 250 м. Чтобы попасть на остров, необходимо было преодолеть около 3 км водного пространства, поэтому селились на нем преимущественно рыбаки и беглые преступники. В начале 8 века там впервые высадились монахи, основавшие небольшое поселение.

Обжившись, они взялись за облагораживание прилегающей к кельям территории: вырубили в скале уступ и выложили его каменными блоками, послужившими фундаментом для крепостной стены. В период расцвета монастыря на его территории, помимо келий, располагались 4 храма и многочисленные хозяйственные постройки. За годы существования Севанаванк пережил не одно нападение: монголы, арабы и пираты не оставили от крепостной стены камня на камне. Свою лепту в уничтожение памятника внесли также пожары и вандалы. Тем не менее часть построек удалось спасти и полностью отреставрировать, и ныне любой желающий может совершенно бесплатно ознакомиться с культурным объектом международного значения.

Что посмотреть

От берега озера к монастырю проложена тропа, оканчивающаяся довольно крутой каменной лестницей. Преодолев около 200 ступеней, посетители оказываются на территории комплекса, завораживающего с первого взгляда необычной архитектурой. В прежние века в монастыре функционировали 4 крестово-купольных церкви - Сурб Аствацацин, Сурб Арутюн, Сурб Карапет и Сурб Аракелоц.

Все они были возведены из неотполированных блоков черного вулканического туфа, скрепленных белым известковым раствором, и обладали схожим архитектурным обликом. Единственное различие заключалось в способе кладки.

В советские годы Сурб Аствацацин была разобрана до основания, и полученные камни были направлены на строительство санатория. Сурб Арутюн ныне лежит в руинах и особого интереса не представляет, за исключением шикарных видов на озеро и Кавказские горы, открывающихся с ее площадки.

Оставшиеся 2 церкви были тщательно отреставрированы. Стоит отметить, что внешний облик зданий мало примечателен ввиду отсутствия резьбы, барельефов и фресок. Интерес представляют, прежде всего, расположенные неподалеку хачкары из андезита изумрудного оттенка и лабиринт, образованный фундаментом келий. Внутреннее пространство зданий поражает обилием темных оттенков: неокрашенные стены покрыты копотью, в обилии выделяемой тлеющими благовониями и свечами. Единственные яркие пятна - позолоченный иконостас и иконы.

Практическая информация

Добраться до монастыря можно из Еревана на автомобиле (координаты: 40,56387; 45,01084), такси (при условии, что едет 4-6 человек - 40000 AMD с человека) и автобусе (8-15 посадочных мест - 58000 AMD; 35-50 мест - 105000 AMD). Время в пути - 1 час. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

(Սեւանավանք) - монастырь в провинции Гехаркуник, на берегу озера Севан, на Севанском полуострове, который еще в начале советской эпохи был островом.Иногда называется Мариамашен , иногда Ахтамар , в последнем случае его не надо путать с Ахтамаром на озере Ван.

Находится на высоте чуть более 1900 метров от уровня моря, в приятной высокогорной атмосфре. Один из самых симпатичных монастырей Армении, который дает хороший повод заехать к озеру Севан.

История

Севанский полуостров когда-то был маленьким островом посреди Севана. Когда в 301 году была крещена Армения, святой Григорий Просветитель лично основал здесь два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. В 874 году был построен храм Сурб-Аствацацин (Богородицы) и храм Сурб-Аракелоц (12-ти апостолов). Инициатором постройки была Мариам, дочь царя Ашота I и жена сюникского царя Васака. Храмы были построены вроде бы в виде обета после смерти этого Васака. Из-за этой Мариам монастырь иногда называют Мариамашен .

В 925 году на острове или около произошло крупное сражение с арабской армией, известное, как Севанская битва. В этом бою царь Ашот II Железный разгромил арабов и с этого момента как бы начинается армянский "Золотой век". Монастырь можно считать свидетелем и памятником этому историческому событию.

В последующие эпохи монастырь насколько раз разрушался. К разрушению приложили руку и сельджуки и тимуровцы. В советское время монастырь закрыли, а в 1931 году произошло немыслимое: храм Сурб-Аствацацин (IX века) разобрали на камни и построили из них санаторий.

В 1981 году начали строить водоотводный туннель, который достроили в 2003 году, и в результате уровень озера упал почти на 20 метров, и остров превратился в полуостров. Сейчас уровень пытаются вернуть обратно, и он плавно повышается на 20 сантимеров в год. Планируется ли правращать полуостров обратно в остров - непонятно.

вид на Севанский полуостров с берега и ереванской трассы

Что есть сейчас

Сейчас на территории монастыря можно найти два храма и некоторые фундаменты. Храм Сурб-Аствацацин разобрали так основательно, что от него не осталось ни единого камня. Храм Сурб-Арутюн остался только в виде фундамента. Но и это весьма ценно, поскольку от храмов IV века в Закавказье не осталось почти ничего. Так что можно потрогать руками фундамент той самой, едва ли не первой, армянской церкви. Вот она:

Из двух сохранившихся храмов самый крупный - это храм Сурб-Аракелоц . Купол у него чуть более острый, чем у соседней церкви Сурб-Карапет. Оба храма построены не из известняка или любимого армянами туфа, а из какого-то темного вулканического камня.

Храм Сурб-Карапет - это тот самый, построенный Григорием Просветителем одновременно с Сурб-Арутюн, но в VIII веке его полностью реконструировали и теперь нам уже неизвестен его первоначальный вид. В интернетах иногда этот храм ошибочно считают храмом Сурб-Аствацацин. Однако, повторяю, Аствацацин разобрали в 1931 году .

Храм Сурб-Карапет

Конструкция обоих храмов несколько необычна. Они оба куполные и трехапсидные, то есть, закругления наличествуют у северной, восточной и южной апсиды, и отсутствуют у западной. Такая композиция обычно называется триконх (так построен кахетинский собор Алаверди), но в VIII веке вроде бы еще не строили триконхов. В ту пору более популярны были тетраконхи . Можно предположить, что эти храмы первые экспериментальные армянские триконхи. Тогда они будут весьма ценны с точки зрения истории архитектуры.

К храму Сурб-Аракелоц когда-то был пристроен гавит - можно предполагать, что в XII веке, хотя датировки мне нигде не попадались. Гавит этот был позднего типа, трехнефный. До наших дней он не дожил, но остался пол и кусочки стен, которые позволяют составить какое-то представление.

Немного западнее от храма Аракелоц когда-то были кельи и Академия, но от них остались только фундаменты.

Севанаванк меньше и скромнее прочих монастырских комплексов, он не удивляет архитектурой, зато это редкий случай храма с видами на озеро. Эти виды делают его самым необычным в Северной Армении и самым завораживающим. В хорошу погоду здесь можно просто сидеть на скамейке и рассматривать Севан. Ради этого стоит проехаться сюда из Тбилиси.

Вид на Севан

Попадание

Добраться до Севанаванка очень легко. Если вы едете из Дилижана на Ереван, о вы увидите полуостров и монастырь прямо с трассы. Там же стоит указатель. От трассы надо будет пройти 900 метров до парковки, от которой начинается лестница наверх, на горку. Вот и всё. Если отчего-то у вас острый дефицит времени, то можно хотя бы завернуть в кафешку а берегу Севана и выпить там кофе с видом на Севанаванк. Очень рекомендую.

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении. В комплекс монастыря входят церковь, часовня, построенная в X веке, и притвор, пристроенный к церкви в XII веке. Постепенно в восточной части церкви были выстроены приделы. Вокруг монастыря можно увидеть множество надгробий и хачкаров, являющихся частью кладбища.

Церковь построена из грубоотесанного камня. Главный вход обрамлен полукруглой широкой полосой. В архитектуре свода церкви можно заметить черты сталактитового сводчатого перекрытия, что помогает достичь чередования света и тени благодаря движению лучей солнца.

Монастырь расположен на скалистом берегу великолепного озера Севан, одного из самых известных высокогорных озер мира. От монастыря открывается прекрасный вид на озеро и прилегающие к нему окрестности. В северо-западном направлении от монастыря можно увидеть крепость бронзового века.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан. Строительство монастыря было начато монахами в VIII веке. Сначала были построены монастырские стены и часовня, позже были возведены стены, сторожевая башня с воротами, три церкви, постройки хозяйственного назначения и кельи. В конце IX столетия в монастыре какое-то время проживал царь Армении Ашот Железный. Под стенами монастыря произошла битва с арабами, которую он возглавил. Участие в битве приняли и монахи Севанаванка.

В XVI-XVII столетиях монастырь лишился своих стен, которые были разрушены, а в 1930 году монастырь был закрыт. До наших дней сохранились две церкви из трех - Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. В настоящее время монастырь снова является действующим. При нем расположена духовная семинария имени Вазгена I.

Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин.

Утром этого дня (день 3 нашей поездки) мы успели съездить в горы в Дилижан и монастырь Гошаванк, и вернуться к озеру Севан, мимо которого утром проскочили, лишь из машины любуясь синей гладью воды. Это одно из самых больших озер а мире (в Средние века его даже называли морем) и второе по величине горное озеро в мире по объемам пресной воды (после озера Титикака). Красоты озеро необычайной - мы провели на его берегах несколько часов, и из каждой точки нашего маршрута оно казалось нам совершенно другим...

Одна из основных и, пожалуй, самых посещаемых достопримечательностей озера - монастырь Севанаванк (название монастыря предположительно возникло от словосочетания "сев" - «черный» и "ванк" - «монастырь» стены монастырских строений имеют черный цвет). Когда-то гора, на которой высится монастырь, была скалистым безлюдным островком примерно в трех километрах от берега, на котором жили разве что рыбаки, и только около ста лет назад озеро стало мелеть и островок стал полуостровом.

Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин. Жил монастырь как на пожертвования правителей, так и на доходы от рыбной торговли. В X в. гостем монастыря был царь Ашот Железный, который одержал решающую победу в Севанской битве 924-925 гг., восстановив царство рода Багратуни. После нашествия монголов монастырь пришел в упадок и стал возрождаться в начале XV века, когда здесь была основана школа, учебная программа которой повторяла программу Татевского монастыря. В XVI-XVII вв. были разрушены монастырские стены, служившие верой и правдой обители многие века, а в 1930 году с острова уехал последний монах. В 1931 г. была разрушена церковь Сурб Аствацацин, а ее материал использовали для строительства дома отдыха поблизости. В 1936 г. монастырь сильно пострадал от землетрясения. Сейчас все выглядит гораздо веселее: стены и разрушенная церковь восстановлены, и в монастыре нет отбоя от гостей, особенно в выходные и в солнечную погоду.

Как утверждает стенд на входе (а не доверять ему у меня нет оснований), сейчас монастырский комплекс состоит из церквей Св. Аракелоц (справа) и Св. Карапет (слева),

руин притвора, частично восстановленных монашеских келий и остатков фундамента церкви Св. Арутюн. Церковь Сурб Аствацацин и ее притвор больше не существуют. Тем не менее, в википедии (не только в русской, в английской и немецкой тоже) утверждают, что то, что на месте называется церковью Св. Карапет, является церковью Сурб Аствацацин. Я все-таки буду придерживаться наименований, которые указаны на стендах.

Маленькая церковь Св. Карапет представляет собой сооружение с тремя апсидами и куполом. Конструкция из трех апсид позаимствована из готической архитектуры.

Церковь Св. Аракелоц была построена примерно в одно время с разрушенной церковью Сурб Аствацацин, в конце IX в. на средства принцессы Мариам, которая дала обет построить 30 церквей в память об умершем муже.

Рядом - руины притвора церкви, по сути, тоже полноценной постройки, которая до нашего времени не сохранилась, но видны фундаменты 6 колонн.

Севанаванк имеет большую коллекцию хачкаров, особенно ценятся те, что сделаны из светло-зеленого камня (андезита), добытого в районе Севана. Замысловатая вязь этих узоров несколько диссонирует с общей аскетичностью монастыря.

Внутри церкви

В верхней части монастыря - руины самой старой церкви - Св. Арутюн . Ее заложил в 305 г. сам Григор Лусаворич. Она являлась одной из уникальных в Армении центральнокупольных базилик, которые стали позднее характерной частью армянских трехнефных церквей. У церкви был большой впечатляющий купол, который обрушился во время одного из землетрясений (купола такого типа вообще долго не стояли, но на другой стороне озера в деревне Содк купол таки уцелел и его можно посмотреть).

Если подниматься на самый верх острова, то народу там практически уже нет - разве что кто-то забредет случайно, вроде нас. Как водится, пощелкали во все стороны.

На одном из склонов, ближе к монастырю,то ли чьи-то дачи, то ли бывший дом отдыха, напоминающий архитектурой рояль.

С другого конца островка наткнулись на ограду, а за ней - дача президента Армении.

Я уже упоминала, что приехали мы сюда в воскресенье, поэтому, кроме туристов, в монастыре было еще и несколько свадеб.

Вернувшись к монастырю, мы направились в деревню Норадуз, смотреть хачкары.

Свой путь «по долинам и по взгорьям» Армении мы начали с Севана. Я не очень люблю, когда говорят фразы типа «если вы не были там-то, то можно сказать, что вы не видали Парижа/Лондона/Одессы и т.п.» Но если вы – сторонник такого подхода, то про Севан и Армению так говорить можно:)

Севан безумно красив и величав. Особенно, если вам повезет с погодой и будет видно окружающие его горы. Нам в этот раз повезло не очень. Но все равно впечатление осталось шикарное.

Немного познавательной информации или что нам говорит Википедия: Севан - самое большое горное озеро в мире после озера Титикака. Севан расположен на высоте 1900 м; площадь 1240 км², глубина до 99 м. В озеро впадает 28 рек, вытекает одна река Раздан.

Путь от Еревана до Севана занимает минут 40, дорога хорошая, окрестности живописны, так что к озеру мы подъехали совершенно не уставшие. Весь берег застроен какими-то турбазами и кемпингами, то есть, на первый взгляд, к озеру не подойти. Но... Третий раз я на Севане и третий раз мы подъезжаем к какой-то очень крутой турбазе, Арсен что-то по-армянски говорит охранникам (на сколько я понимаю что-то типа «мы быстро посмотрим и уедем») и нам разрешают прямо на машине проехать на территорию турбазы прямо к воде.
По Севану можно покататься на пароходике, правда я ни разу не пробовал:)
2.

Мне обычно достаточно просто сидеть на пирсе и любоваться озером.
В мае вода еще достаточно холодная, но купаться можно. Три года назад приблизительно в это же время я тут купался, но в этот раз мы были с детьми Арсена, и я решил не шокировать их столь ранним открытием купального сезона, хоть и очень хотелось:)

С турбазы хорошо виден Севанский полуостров
3.

Если хорошенько присмотреться, то на гребне холма слева видны постройки. Это монастырь Севанаванк, куда мы поедем дальше. Вот как это выглядит при некотором приближении:
4.

До недавнего времени судьба Севана была печальна. В 20х годах правительство решило использовать воду Севана в народном хозяйстве для орошения земель, а сам уровень озера понизить на 45 метров, чтобы высвободить земли для посадки садов. В тридцатых годах заработал Севан-Разданский ирригационно-энергетический комплекс. В те времена уровень воды снижался в среднем на 1 метр в год. Целью было оставить небольшое озеро площадью 299 км2 и периметром 80 км. Просто пипец, я думаю. Слава Богу в 50е годы этот проект пересмотрели, снижение уровня решили прекратить, а после и вовсе решили обратно повышать уровень воды. Потом был распад Союза, проблемы экономики, война... С 2006 года уровень воды в Севане стал повышаться в среднем на 25-30 см в год. Правда при этом стали затапливаться территории, которые многие годы были сушей. Так что сейчас берег Севана выглядит как наша Волга весной в половодье:
5.

Так что, если честно, не знаю, хорошо это или плохо...

На турбазе мы попили кофе и отправились в сторону Севанаванка. Да, напоследок я сфотографировал «автомобиль из детства» РАФик. Сложно представить, сколько ему лет, но выглядит он вполне себе хорошо:)
6.

Севанаванк найти очень легко. Нужно ехать по трассе на Дилижан и, как только проедете замечательный знак, который с ходу читается неприлично:
7.

хотя на деле оказывается сокращением от Peninsula of Sevan (то есть полуостров), поворачиваете на право. По полуострову идет одна дорога, так что не заблудитесь, а приедете прямо на стоянку у подножия холма.
8.

Тут оставляете машину и дальше пешком. Путь предстоит не легкий, монастырь расположен на вершине холма, так что подниматься высоко:
9.

Но, поверьте мне, это того стоит! Так что запаситесь терпением, и вперед! Тем более, что по мере подъема виды будут один другого краше. :)
10.

«Страничка истории»: Когда в 854 году (301 год по армянскому календарю) армянский царь Трдат III Великий принял христианство от Григора Лусаворича и провозгласил его государственной религией, в Армении повсеместно стали строиться монастыри и церкви. Сам Григор Лусаворич оснавал первые две церкви Севанаванка: Св. Арутюн и Св. Карапет. В те времена полуостров был островом. Расширение монастыря связано с именем царевны Мириам, дочери основателя династии Багратуни Ашота I Багратуни. Именно она выпросила сограсие Св. Маштоца на строительство красивых церквей: Сурб Аракелотц (Святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (Богородицы), которые и были построены в 874 году. И если от первых двух церквей остались только фундаменты, то Сурб Аракелотц и Сурб Аствацацин сохранились до наших дней. (Если быть точным, то надо сказать что Сурб Аствацацин была разрушена в 1931 году и из ее камней был построен санаторий на Севане, но церковь восстановили в 90х годах, так что сейчас она выглядит так, как в IX веке).

Давайте прогуляемся по монастырю.
11.



12.


Слева Сурб Аствацацин, справа Сурб Аракелотц

Севанаванк – место очень популярное у туристов, тут всегда людно, причем можно заметить не только обычных туристов, но и священослужителей разных конфессий.
13.

Кстати про «конфессии». Мне в Армении сказали, что православным людям совершенно «официально» разрешено молиться в Армянских церквях, равно как и христианам из Армении разрешено молиться в православных храмах.

Давайте войдем в Сурб Аракелотц.
Сразу же поражает входная дверь с тончайшей резьбой по дереву.
14.

Внутри церкви у меня фотографии не очень получились, но все равно их покажу. Так, для истории
15.

16.

У стен церкви лежат фрагменты древних хачкаров (крест-камней).
17.

Про хачкары вообще разговор особый. Каждый камень не похож на другие, каждый камень можно долго рассматривать, любуясь кружевными узорами. Я, если честно, совершенно не понимаю, как такое можно вытесать из камня!
Кстати, будучи внутри Аракелотца, обязательно обратите внимание на хачкар, расположеный у левой стены (я его фотографировал, но фотография совершенно не получилась, так что не покажу). Это очень необычный хачкар. Обычно на крест-камнях не изображают Христа, а вырезают кресты и узоры. Существует всего несколько хачкаров с ликом Христа. И один из них хранится в Севанаванке. Причем на Севанаванковском Христос выглядит несколько «странно»: он с длинными косами и с сильно раскосыми глазами. Смотритель церкви нам объяснил, что это сделали на случай, если бы татар-монголы захватили монастырь: была бы надежда, что его не разрушат.
Вот еще несколько хачкаров Севанаванка:
18.

И сам монастырь с вершины холма:
19.

А это вид от стен монастыря на Севан и автостоянку:) Да, если вы на дальнем берегу различите желтую крышу, то, значит, вы увидели турбазу, о которой я говорил выше. :)
20.

Когда мы спускались от монастыря, заметили большую группу туристов, фотографировавшихся на фоне Севана. У ног бедного фотографа лежала куча фотоаппаратов, которыми он по очереди и фотографировал всю группу. Я тоже решил их всех заснять:
21.

И в процессе съемки увидел ЕЕ:) Конечно же я не мог не сфотографировать эту женщину отдельно:)
22.

Ну и напоследок еще одна фотография Севанаванка. На этот раз от подножия холма
23.

Вот и все, что я хотел сегодня рассказать. Надеюсь было интересно.

Послезавтра я расскажу об озере Парзлич и монастыре Агарцин. А завтра (вернее уже сегодня:)), чтобы вы без меня не скучали, поделюсь несколькими рецептами армянской кухни. До новых встреч!